Положение

о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

МАОУ «Таналыкская СОШ»

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря  2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом  Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

1.2. Положение регламентирует порядок, периодичность, систему оценок и формы проведения промежуточной аттестации обучающихся и утверждается директором после рассмотрения на заседании педагогического совета.

Аттестация – это оценка качества усвоения обучающимся содержания конкретной учебной дисциплины, предмета в процессе или по окончанию их изучения по результатам проверки (проверок).

1.3. Основной задачей промежуточной аттестации является установление соответствия знаний учеников требованиям государственных общеобразовательных программ, глубины и прочности полученных знаний их практическому применению.

1.4. Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью повышения ответственности школы за результаты образовательного процесса, за объективную оценку усвоения обучающимися образовательных программ каждого года обучения в школе, за степень усвоения обучающимися федерального государственного образовательного стандарта, определенного образовательной программой в рамках учебного года и курса в целом.

1.5. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме итогового контроля в переводных классах всех ступеней обучения, тематического контроля, проводимого как учителями, так и администрацией, административного контроля.

Виды аттестации: текущий контроль, промежуточная, итоговая.

1.5.1. Текущий контроль – это оценка качества усвоения содержания компонентов какой-либо части (темы) конкретного учебного предмета в процессе её изучения обучающимся по результатам проверки (проверок). Проводится преподавателем данной учебной дисциплины, предмета.

1.5.2. Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися содержания части или всего объема одной учебной дисциплины после завершения ее изучения. Проводится преподавателем данной учебной дисциплины, предмета или комиссией (в случае проведения переводных экзаменов по итогам года по данному предмету, дисциплине).

1.6. Периодичность текущего контроля, проводимого учителем, определяется календарно-тематическим планированием по каждому курсу, принятым на методическом объединении и утвержденным директором школы.  Периодичность административного контроля определяется планом работы школы, утвержденным директором. Периодичность промежуточной аттестации по окончании четвертей и учебного года проводится согласно календарному учебному графику и окончанию учебного периода.

 

 

2. Текущий контроль учащихся

 

2.1.Текущему контролю подлежат учащиеся всех классов школы.

2.2. Текущий контроль успеваемости учащихся  проводится:

– поурочно,

– по изученной теме,

– по изученному разделу,

– по учебным четвертям в 1-9 классах, 

– по полугодиям в 10-11 классах.

2.3. Текущий контроль обучающихся 1 класса в течение учебного года осуществляется качественно без фиксации их достижений в классных журналах в виде отметок по пятибалльной шкале.

2.4. По учебному предмету  ОРКСЭ  применяется безотметочная система оценивания.  Объектом оценивания по данному учебному предмету становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию, которая проводится в виде проведения  систематизированных упражнений и тестовых заданий разных типов, проектов.

2.5. При изучении учебных предметов  по выбору,   элективных курсов возможно применение безотметочной системы оценивания (зачёт/незачёт).

2.6. Текущий контроль успеваемости учащихся и промежуточная аттестация оценивается по бальной  системе, кроме учебных предметов, перечисленных п.2.3. и п.2.4. (минимальный балл – «2», максимальный – «5»).

Отметка «5» ставится, если учащийся владеет опорной системой знаний, необходимой для продолжения обучения на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями и при выполнении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации выполняет не менее 65% заданий базового уровня и не менее 50% заданий повышенного уровня.

Отметка «4» ставится, если учащийся владеет опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования и при выполнении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации выполняет не менее 50% заданий базового уровня и 50% заданий повышенного уровня.

Отметка «3» ставится, если учащийся владеет опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач, т.е. при выполнении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации выполняет не менее 50% заданий базового уровня.

Отметка «2» ставится, если учащийся не владеет опорной системой знаний и учебными действиями, т.е. при выполнении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации выполняет менее 50% заданий базового уровня.

2.7. Четвертные оценки в переводных классах выставляются в баллах обучающимся 2-8 классов, полугодовые оценки – в 10 классах.

2.8. В текущем контроле обучающихся, находящихся на лечении в санатории, стационаре, учитываются оценки, полученные в учебном заведении при лечебном учреждении.

2.9. Текущий контроль обучающихся, отсутствующих более 50% учебного времени по уважительной причине (спортивные соревнования, сборы) осуществляется с обязательной сдачей учебного материала, изучаемого в четверти, по выбору преподавателем любой из форм текущего контроля.

2.10. Учащиеся, обучающиеся по индивидуальным учебным планам, аттестуются только по предметам, включенным в план.

2.11. Форму  текущего контроля определяет учитель с учетом контингента обучающихся, содержания учебного материала и используемых им образовательных технологий.

Формы текущего контроля успеваемости:

·                    устные виды контроля (устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по задан­ной теме, устное сообщение по избранной теме, собеседование, декламация стихов, отрывков художественных произведе­ний, чтение текста на русском, иностранном языках, защита проекта);

·                    тестирование (письменно или с помощью технических средств обучения);

·                    зачет, в том числе дифференцированный, по заданной теме;

·                    письменные виды контроля (вводный контроль, письменное выполнение тренировочных упражнений, лабораторных и практических работ, написание диктанта, изложения, сочинения, выполнение самостоятельной, контрольной работы, письменной проверочной работы, творческой работы, подготовка реферата).

Избранная форма текущего контроля представлена в рабочих программах по предмету. Контрольные работы отражаются в графике контрольных работ на каждую четверть.

2.12. Письменные самостоятельные, контрольные и другие виды работ учащихся оцениваются по 5-балльной системе. Отметка за выполненную письменную работу заносится в классный журнал к следующему уроку, за исключением:

·                     отметки за творческие работы по русскому языку и литературе в 5-11-х классах - не позже, чем через неделю после их проведения.

2.13. Отметка учащихся за четверть (полугодие) выставляется на основе результатов письменных работ и устных ответов учащихся и с учетом их фактических знаний, умений и навыков.

2.14. Четвертные, полугодовые, годовые отметки выставляются в журнал за три дня до начала каникул или начала экзаменов в классах. Классные руководители обязаны довести до сведения учащихся и их родителей итоги четверти, полугодия, года и решение педагогического совета школы о переводе учащегося (результаты заносятся в дневник), а в случае неудовлетворительных результатов учебного года в – письменном виде под роспись родителей с указанием даты ознакомления.

2.15. В случае несогласия учащихся и их родителей с выставленной отметкой за четверть (полугодие), год по предмету она может быть пересмотрена. Для пересмотра на основании письменного заявления родителей приказом по школе создается комиссия из трех человек, которая в форме экзамена или собеседования в присутствии родителей учащегося определяет соответствие выставленной отметки по предмету фактическому уровню его знаний. Решение комиссии оформляется протоколом и является окончательным. Протокол хранится в личном деле учащегося.

 

3. Промежуточная аттестация учащихся

 

3.1. К промежуточной аттестации допускаются все учащиеся с 1 по 11 класс.

3.2. Промежуточная аттестация по окончании четвертей и учебного года проводится согласно календарному графику учебных занятий.

3.3. Ежегодно, не позднее января учебного года решением педагогического совета школы:

·                    решает о проведении промежуточной аттестации в форме экзаменов (в 7-10 классах) или зачетов, контрольных, тестовых работ, проектов и т.д. (формы прописаны в п.4)  по всем предметам в 1-10-х классах;

·                    определяется перечень учебных предметов, выносимых на аттестацию;

·                    устанавливаются форма, порядок и сроки ее проведения. Данное решение утверждается педагогическим советом школы и закрепляется приказом директора по школе.

3.4. От промежуточной аттестации в переводных классах могут быть освобождены:

·                    отличники учебы;

·                    призеры районных, областных предметных олимпиад, конкурсов;

·                    по состоянию здоровья согласно заключению медицинской комиссии;

·                    в связи с экстренным переездом в другой населенный пункт, на новое место жительства;

·                    по семейным обстоятельствам, имеющим объективные основания для освобождения от экзаменов.

Список освобожденных от промежуточной аттестации обучающихся утверждается приказом директора общеобразовательного учреждения. Классные руководители 2-4, 5-9, 10 классов доводят до сведения учащихся и их родителей предметы и форму промежуточной аттестации, сроки, состав аттестационной комиссии.

3.5. Ученики, имеющие неудовлетворительную оценку за год по учебному предмету, должны пройти промежуточную аттестацию по данному предмету.

3.6. Аттестация осуществляется по особому расписанию, утверждаемому директором школы. Расписание экзаменов вывешивается за неделю до 1 мая.

3.7. Тексты для проведения контрольных работ, диктантов, изложений, тестов, проверки техники чтения, билеты для устных зачетов, экзаменов, темы сочинений разрабатываются руководителями ШМО и утверждаются на школьном методическом совете. Весь экзаменационный материал сдается заместителю директора школы по учебной работе за две недели до начала аттестационного периода.

3.8. Контрольные работы, диктанты, изложения, сочинения, тестирование проводит учитель, преподающий в данном классе.

3.9. Итоги промежуточной аттестации обучающихся отражаются отдельной графой в классных журналах в разделах тех предметов, по которым она проводилась.

3.10. При проведении промежуточной аттестации в форме защиты реферата, проекта (исследовательской работы), обучающийся представляет работу учителю на рецензию за неделю до дня промежуточной аттестации. Аттестационная комиссия знакомится с рецензией и по итогам защиты реферата, проектавыставляет оценку обучающемуся.

3.11. Промежуточную аттестацию в форме переводного экзамена проводит учитель, преподающий в данном классе в присутствии одного (двух) ассистентов из числа учителей того же цикла предметов. Состав экзаменационных комиссий утверждается приказом директора школы.

3.12. Учащиеся, получившие на экзаменах неудовлетворительные отметки, сдают экзамены повторно, но не раньше, чем через две недели. В последнем случае материал для экзамена составляет учитель.

3.13. Классные руководители обязаны довести до сведения учащихся и их родителей итоги экзаменов и решение педагогического совета школы о переводе учащегося, а в случае неудовлетворительных результатов экзаменов – вписьменном виде под роспись родителей с указанием даты ознакомления. Письменное извещение родителям о неудовлетворительных результатах экзаменов хранится в личном деле учащегося.

 

4. Формы промежуточной аттестации

 

4.1.Промежуточная аттестация (итоговый контроль) в переводных классах может проводиться как письменно, так и устно. Формами проведения промежуточной аттестации являются:

·         сочинение;

·         защита проекта;

4.2. В соответствии с требованиями ФГОС приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся новые формы работы – метапредметные диагностические работы. Метапредметные диагностические работы составляются из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.

4.3. В соответствии с ФГОС в промежуточную аттестацию включена новая диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). Такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Работы, выполняемые учениками, не подписываются, и таблицы, где собираются эти данные, показывают результаты только по классу или школе в целом, а не по конкретному ученику.

4.4. Форма письменной контрольной работы дополняется новыми формами контроля результатов:

·         целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),

·         самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности),

·         результаты учебных проектов,

·         результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.

 

5. Формы и методы оценки обучающихся по ФГОС

 

5.1. В связи с переходом на ФГОС НОО и ООО второго поколения необходимо производить следующие мероприятия по оценке достижений планируемых результатов:
Оценивать личностные, метапредметные, предметные результаты образования обучающихся  по ФГОС, используя комплексный подход. Организовать работу по накопительной системе оценки в рамках «Портфеля достижений» обучающихся 1-4-х, 5-9-х классов по следующим направлениям:

·         систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы наблюдений и т.д.);

·         выборка детских творческих работ, стартовая диагностика, промежуточные и итоговые стандартизированные работы по русскому языку, математике, окружающему миру в начальной школе, по всем предметам УП, преподающихся более 34 ч. за год, в 5-9 классах;

·         материалы, характеризирующие достижения обучающихся в рамках внеучебной и досуговой деятельности (результаты участия в олимпиадах, конкурсах, выставках, смотрах, спортивных мероприятиях и т. д.)

Итоговую оценку выпускника начальной школы формировать на основе накопленной оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение трёх итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работе на межпредметной основе). Итоговую оценку выпускника основной школы формировать на основе накопленной оценки по всем учебным предметам, результатам Государственной итоговой аттестации и по результатам защиты итогового проекта.

5.2. Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:

·         стартовые и итоговые проверочные работы;

·         тестовые диагностические работы;

·         текущие проверочные работы;

·         комплексные проверочные работы;

·         «портфолио» ученика;

·         публичное предъявление (демонстрация) достижений ученика по окончании начальной школы.

 

6. Перевод обучающихся

 

6.1.Обучающиеся, успешно освоившие учебные программы за учебный год, решением педсовета школы переводятся в следующий класс.

6.2.Обучающиеся переводных классов, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в течение срока, определённого решением педагогического совета в следующем учебном году, образовательное учреждение обязано создать условия обучающимся для ликвидации этой задолженности и обеспечить контроль за своевременностью её ликвидации.

6.3.Обучающиеся переводных классов,  не освоившие образовательной программы учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведённые в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо  продолжают получать образование в иных формах.

6.4. Обучающиеся 1–2 класса, не освоившие программу, направляются на психолого-медико-педагогический консилиум.

6.5. Обучающиеся на ступени основного общего образования, не освоившие образовательные программы и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведённые в следующий класс и не ликвидировавшие академическую задолженность по одному предмету продолжают получать образование в иных формах (заочной, очно-заочной, семейного образования, экстернат).

6.6. Решения о переводе обучающихся, дублировании обучения, или переходе на обучение в другой форме, принимаются только педагогическим советом.

 

7. Права и обязанности участников процесса промежуточной аттестации

 

7.1. Участниками процесса аттестации считаются: обучающийся и учитель, преподающий предмет в классе, директор школы. Права обучающегося представляют его родители (законные представители).

7.2. Учитель, осуществляющий текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся, имеет право:

·         проводить процедуру аттестации и оценивать качество усвоения обучающимися содержания учебных программ, соответствие уровня подготовки школьников требованиям государственного образовательного стандарта;

·         давать педагогические рекомендации обучающимся и их родителям (законным представителям) по методике освоения минимальных требований к уровню подготовки по предмету.

7.3. Учитель в ходе аттестации не имеет права:

·         использовать содержание предмета, не предусмотренное учебными программами при разработке материалов для всех форм текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся за текущий учебный год;

·         использовать методы и формы, не апробированные или не обоснованные в научном и практическом плане, без разрешения директора школы;

·         оказывать давление на обучающихся, проявлять к ним недоброжелательное, некорректное отношение.

7.4. Классный руководитель обязан проинформировать родителей (законных представителей) через дневники обучающихся класса, родительские собрания, индивидуальные собеседования о результатах текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации за год их ребенка. В случае неудовлетворительной аттестации обучающегося по итогам учебного года письменно уведомить его родителей (законных представителей) о решении педагогического совета школы, а также о сроках и формах ликвидации задолженности. Уведомление с подписью родителей (законных представителей) передается директору школы.

7.5. Обучающийся имеет право проходить все формы промежуточной аттестации за текущий учебный год в порядке, установленном школой.

7.6. Обучающийся обязан выполнять требования, определенные настоящим Положением.

7.7. Родители (законные представители) ребенка имеют право:

·         знакомиться с формами и результатами текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающегося, нормативными документами, определяющими их порядок, критериями оценивания;

·         обжаловать результаты промежуточной аттестации их ребенка в случае нарушения школой процедуры аттестации.

7.8. Родители (законные представители) обязаны:

·         соблюдать требования всех нормативных документов, определяющих порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающегося;

·         вести контроль текущей успеваемости своего ребенка, результатов его промежуточной аттестации;

·         оказать содействие своему ребенку по ликвидации академической задолженности по одному предмету в течение учебного года в случае перевода ребенка в следующий класс условно.

7.9. Учреждение определяет нормативную базу проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающегося, их порядок, периодичность, формы, методы в рамках своей компетенции.

7.10. Заявления обучающихся и их родителей, не согласных с результатами промежуточной аттестации или с итоговой отметкой по учебному предмету, рассматриваются в установленном порядке конфликтной комиссией  школы. Для пересмотра, на основании письменного заявления родителей, приказом по школе создается комиссия из трех человек, которая в форме экзамена или собеседования в присутствии родителей учащегося определяет соответствие выставленной отметки по предмету фактическому уровню его знаний. Решение комиссии оформляется протоколом и является окончательным.

 

8. Оформление документации школы по итогам промежуточной аттестации учащихся

 

8.1. Итоги промежуточной аттестации обучающихся отражаются в классных журналах в разделах тех предметов, по которым она проводилась.

8.2. Родителям (законным представителям) обучающегося должно быть своевременно вручено письменное сообщение о неудовлетворительных отметках, полученных им в ходе промежуточной аттестации, и решение педагогического совета о повторном обучении в данном классе или условном переводе обучающегося в следующий класс после прохождения им повторной промежуточной аттестации. Копия этого сообщения с подписью родителей хранится в личном деле обучающегося.

 

9. Обязанности администрации школы в период подготовки, проведения и после завершения промежуточной аттестации обучающихся

 

9.1. В период подготовки к промежуточной аттестации обучающихся администрация школы:

·         организует обсуждение на заседании педагогического совета вопросов о порядке и формах проведения промежуточной аттестации обучающихся, системе отметок по ее результатам;

·         доводит до сведения всех участников образовательной деятельности сроки и перечень предметов, по которым организуется промежуточная аттестация обучающихся, а также формы ее проведения;

·         организует необходимую консультативную помощь обучающимся при их подготовке к промежуточной аттестации.

9.2. После завершения промежуточной аттестации администрация школы организует обсуждение ее итогов на заседаниях методических объединений и педагогического совета