Анализ деятельности общеобразовательного учреждения по совершенствованию организации питания

за последние  три  года.

1.Общая характеристика общеобразовательного учреждения.

     Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Таналыкская средняя общеобразовательная школа» существует с 1964 года (48 лет) как средняя школа. Расположена она  в сельской местности.  На первое сентября 2012 года численность учащихся составила  70 учеников.

     Школа работает в режиме шестидневки. Обучение организовано в одну смену. Продолжительность урока – 45 минут, перемены – по 10 минут, за исключением второй и третьей (длятся по 20 минут) – на этих переменах осуществляется горячее питание  школьников. Вторая половина дня – индивидуальные консультации, работа кружков, секций, общешкольные мероприятия и классные творческие дела.

  

   Всего обучающихся на 01.09.2012г. – 68 человек:

 

1,3 класс –  11 учащихся

2-4 класс –  9 учащихся

5 класс –     9 учащихся

6 класс –     6 учащихся

7,8 класс –  10 учащихся

9 класс –     15 учащихся

10 класс –    3 учащихся

11 класс –    5 учащихся.

     

 Всего сформировано 8 класс-комплектов. 

 

Социальный состав семей обучающихся

1

Всего учащихся

68

2

Количество полных семей

49(74%)

3

Количество неполных семей

11(17%)

4

Дети матерей-одиночек

2(3%)

5

Количество учащихся из социально неблагополучных семей

4(6%)

6

Количество учащихся из многодетных семей

3(5%)

7

Количество детей, находящихся под опекой

2(3%)

8

Количество детей из семей, где оба родителя  имеют высшее образование

2(3%)

9

Количество детей из семей, где один из родителей  имеет высшее образование

3(5%)

10

Количество детей из семей, где оба родителя  работают

15(23%)

11

Количество детей из семей, где работает один из родителей

41(64%)

12

Количество детей из семей безработных

5(8%)

 

Кадровый состав общеобразовательного учреждения.

   Педагогический коллектив школы характеризуется:

1) стабильностью:

 - нет педагогов, работающих по совместительству;

- отсев педагогов незначителен;

- школа полностью укомплектована педагогическими кадрами;

- отсутствуют  педагоги, имеющие среднее образование.

2) уровнем профессиональной компетентности:

- положительная динамика роста профессиональной компетентности педагогов (с 45 % аттестованных педагогов в 2003 году до 100 % в 2011 году);

-         возможность «внешней учебы»    повышение своей квалификации за пределами школы (за 3 года учебу прошли 50 % педагогов).

По уровню образования:

Категория

специалистов

Высшее

педагогическое

Незаконченное высшее

Среднее

специальное

Среднее

Учителя

начальных классов

2

0

0

Учителя

II и III ступени

обучения

7

1

4

0

 

По стажу работы:

1-3 года

4-10 лет

11-20 лет

21-30 лет

Свыше

30 лет

0

0

5

7

2

 

По квалификационным категориям:

Учителя с высшей

квалификацион-ной категорией

Учителя с первой

квалификационной

категорией

Учителя со второй

квалификационной

категорией

Учителя

без категории

1

13

0

-

 

По возрасту:

20-25 лет

25-30 лет

30-40 лет

40-50 лет

Свыше 50 лет

0

0

5

7

2

 

Кадровое обеспечение медицинского обслуживания в ОУ.

№ п./п.

Специальность

Категория

Стаж работы

1

Фельдшер

1

20 лет

 

     Медицинский работник в школе осуществляет свою деятельность на основе трудового договора  №11-У от  9 июня 2010г.  «О совместной деятельности по медицинскому обслуживанию учащихся».

   Непосредственная работа ведется в здании общеобразовательного учреждения.  Здесь выделен специальный кабинет (медкомната), которая оборудована ростомером, кушеткой, рабочим столом, пантографом, электронными весами.

           

Для проведения реакции Манту выделяется отдельный день. Медицинская документация ведется в соответствии с установленными нормами.  Ежегодно на родительских всеобучах и по мере необходимости на классных собраниях (детских и родительских) медицинские работники проводят беседы, выступают с докладами, где знакомят присутствующих с проводимыми мероприятиями.

   Ежегодные медицинские осмотры учащихся осуществляются в сентябре врачами-педиаторами Кваркенской районной больницы. Диспансеризация осуществляется силами местных медиков и по необходимости приглашаются врачи-специалисты из районной больницы. 

С 2000 года в МОУ существует  комиссия по контролю за организацией и качеством питания обучающихся. В своей деятельности комиссия руководствуется законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приказами и распоряжениями органов управления образованием, уставом и локальными актами образовательного учреждения, договором, заключенным между образовательным учреждением и предпринимателями, поставщиками продуктов питания.

   Состав комиссии утверждается приказом руководителя школы на каждый учебный год.

    Члены комиссии из своего состава выбирают председателя.

    Работа комиссии осуществляется в соответствии с планом, согласованным с администрацией образовательного учреждения.

    Результаты проверок и меры, принятые по устранению недостатков оформляются актами и рассматриваются на заседаниях комиссии с приглашением заинтересованных лиц.

    Заседание комиссии оформляется протоколом и доводится до сведения администрации учреждения.

    Комиссия осуществляет контроль за выполнением условий договора, заключенного с поставщиками  об организации питания обучающихся ОУ.

    Осуществляет контроль:

В школе в течение последних трёх лет ежегодно проводится мониторинг здоровья обучающихся. Данные  мониторинга анализируются, обсуждаются на педагогических советах и в соответствии с принятыми решениями проводятся мероприятия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Укомплектованность школьной столовой кадрами.

     В общеобразовательном учреждении дефицита  поваров нет, школьная столовая укомплектована кадрами.

 

п./п.

Всего

работников

Должность

Образование

Стаж

работы

1

 

2

 

3

3

Повар

 

Помощник

повара

Подсобный

рабочий

Среднее специальное

Среднее специальное

Среднее специальное

5

 

3

 

1

 Все работники школьной столовой имеют соответствующую профессиональную квалификацию, прошли предварительный, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры в установленном порядке, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию.          

        Профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация для работников проводится не реже одного раза в два года, для руководителей организаций - ежегодно.  Каждый работник имеет личную медицинскую книжку установленного образца, в которую внесены результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, отметка о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации.     Ежегодно работники школьной столовой проходят учёбу по профессиональной подготовке и гигиеническому обучению (Санминимуму), организованную Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей  и благополучия человека Северо-Восточным территориальным отделом Роспотребнадзора  по Оренбургской области. Регулярно (раз в три месяца) предусмотрен обязательный медосмотр работников пищеблока в ЦРБ.

2. Организация питания.

В общеобразовательном учреждении созданы все условия для организации качественного и безопасного питания. В деятельности школы в течение последних трёх лет не зафиксированы нарушения санитарного законодательства.

     Школьная столовая и пищеблок оснащены современным технологическим оборудованием (торгово-технологическим, холодильным) мебелью, инвентарём, посудой. Количество столовой посуды – свыше 2-х комплектов на число учащихся, питающихся в одну перемену.

Перечень оборудования школьной столовой

Наименование производственного помещения

Оборудование

Склад

Стеллажи, подтоварники, среднетемпературные и низкотемпературные холодильные шкафы (3)

Овощной цех (первичной обработки овощей)

Производственные столы (2), моечные ванны (2), раковина для мытья рук

Овощной цех (вторичной обработки овощей)

Производственные столы (2), моечные ванны (2),  овощерезательная и протирочная машины, холодильник, раковина для мытья рук

Холодный цех

Производственные столы (2), контрольные весы, среднетемпературные холодильные шкафы(3), моечная ванна для повторной обработки овощей, не подлежащих термической обработке, зелени и фруктов, раковина для мытья рук

Мясной цех

Производственные столы (для разделки мяса, птицы - 2, низкотемпературные холодильные шкафы (2) электромясорубка, колода для разруба мяса, моечные ванны (2), раковина для мытья рук

Мучной цех

Производственные столы (2), контрольные весы, пекарский шкаф, стеллажи, моечная ванна, раковина для мытья рук.

Помещение для нарезки хлеба

Производственный стол, хлеборезательная машина, шкаф для хранения хлеба, раковина для мытья рук

Горячий цех

Производственные столы (2: для сырой и готовой продукции), электрическая плита, электрическая сковорода, духовой (жарочный) шкаф, электрокотел, контрольные весы, раковина для мытья рук

Раздаточная зона

Мармиты для первых, вторых и третьих блюд

Моечная для мытья столовой посуды

Производственный стол, трехсекционная ванна для мытья столовой посуды, двухсекционная ванна - для стеклянной посуды и столовых приборов, стеллажи

Обеденный зал

Обеденные зоны, раковина для мытья рук, электросушилка для рук

 

Состояние материально-технической базы школьной столовой удовлетворительное.    Персоналом школьной столовой строго соблюдаются технологии приготовления блюд и правила личной гигиены. Постоянно осуществляется контроль за санитарно-гигиеническим состоянием пищеблока со стороны медицинского работника и представителей Северо-Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области.

    Продовольственное сырьё для организации горячего питания осуществляется подвозом специализированным транспортом, гарантирующим сохранность сырья и продукции. Продукты питания поступают на пищеблок регулярно. Вся продукция, доставляющаяся в образовательное учреждение, сопровождается сертификатами качества продуктов.

   Питание учащихся 1-11 классов организовано на базе школьной столовой в соответствии с установленным графиком по утверждённому меню. Осуществляется на трёх больших переменах длительностью 20 минут каждая, после 1-го, 2-го уроков – завтрак, после 5-го – обед.

Завтрак:

-         1-6 классы:     с  9ч.45 мин.  до 10ч.05 мин.

-         7-11 классы:   с 10ч.50 мин.  до 11ч.10 мин.

Обед:

- 1-11 классы:  с 13ч.45 мин. до 14ч.35 мин.

Площадь обеденного зала составляет 72 кв.м. на 50 посадочных мест, что отвечает требованиям СанПиНов.

Имеются условия для соблюдения личной гигиены учащихся.

 

   Размер стоимости горячего питания в общеобразовательном учреждении (без учёта родительской платы ) составляет  11 руб. 45 коп. (дотация на питание одного учащегося). Финансирование осуществляется из областного (8 руб.) и местного (3 руб. 45 коп.) бюджета.

   Питьевой режим обеспечивается питьевым фонтанчиком, расположенным в рекреации. Высота струи 8-10 см.

        

 

    Работа  пищеблока.

 Пищеблок включает в себя следующий набор помещений: загрузочная-тарная, кладовая сухих продуктов, овощехранилище, мясной цех, овощной цех, горячий цех, моечная, обеденный зал.

   Помещение оборудовано весами, колодой для рубки мяса. Кладовая сухих продуктов оснащена стеллажами, подтоварниками. Для хранения скоропортящихся продуктов пищеблок оснащен бытовым холодильником и морозильной камерой. На пищеблоке предусмотрены следующие технологические линии: «мясо сырое», «мясо варёное», «овощи сырые», «овощи варенные», «хлеб», «тесто».

Число разделочных досок и ножей соответствует числу технологических линий. Соблюдается маркировка.

   Для приема использованной посуды выделен отдельный стол. Ёмкость для пищевых отходов промаркирована, оснащена крышкой.

Моечная оборудована 3-х гнездовой мойкой для мытья столовой посуды,

    

      обеспечена холодной и горячей проточной водой. Мойки промаркированы.    Столовая посуда хранится  в сушилках. Количество столовой посуды – свыше 2-х комплектов на число учащихся, питающихся в одну перемену.

3. Охват школьников питанием.

 

  Горячее питание в общеобразовательном учреждении получают 68 человек, что составляет  100 %  от числа обучающихся.

 

Охват горячим питанием учащихся школы                                                                                                                                      ( с учётом родительской платы)

1-4 классы

5-9 классы

10-11 классы

20 учащихся

40 учащихся

8 учащихся

0 %

0%

0%

 

Охват горячим питанием учащихся школы                                                                                                                                     ( без учёта родительской платы)

1-4 классы

5-9 классы

10-11 классы

20 учащихся

40 учащихся

8 учащихся

100 %

100%

100%

 

Охват горячим питанием учащихся школы                                                                                                                                     (число, % детей из многодетных, малообеспеченных семей, получающих льготы на питание из местного бюджета)

Количество учащихся

 из многодетных семей

3(5%)

100%

Количество учащихся из малообеспеченных семей

5(8%)

100%

 

Охват горячим питанием учащихся школы                                                                                                                                     (обеспечение двухразовым горячим питанием учащихся группы продлённого дня)

Количество учащихся

(уч-ся 1 класса, занимающиеся по новым ФГОС)

 

7

 

100%

 

4. Рацион питания.

   Рациональное питание детей является одним из необходимых условий обеспечения их здоровья, устойчивости к воздействию инфекций и других неблагоприятных факторов, способности к обучению во все возрастные периоды.

   Отмеченные нарушения питания детей и подростков служат одной из важных причин возникновения алиментарнозависимых заболеваний, к числу которых могут быть отнесены заболевания желудочно-кишечного тракта, занимающие первое место в структуре общей заболеваемости школьников, анемия, болезни обмена веществ (в первую очередь ожирение и сахарный диабет). Их распространенность значительно увеличилась за последние годы.

В связи с этим организация рационального питания в школе является одним из важнейших факторов профилактики заболеваний и поддержания здоровья детей и подростков.

    В общеобразовательном учреждении рацион питания строится  на основании федеральных законов «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», приказа Минздрава России от 14.12.1999 № 444 «О мерах по профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода и других микронутриентов» и др.

Для питания школьников  используются следующие виды меню:

1. Меню школьных завтраков (технология приготовления с использованием  

    интенсивного охлаждения с последующим восстановлением).

2. Меню рационов питания школьников для различных возрастных групп 

    (учащихся младших и старших классов).

   В наличии имеется 14-дневное перспективное меню, согласованное с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области, и специально разработанная технологическая картотека готовых блюд: карточки, с названиями блюд, выходом в готовом виде, с раскладкой продуктов, с химическим составом и калорийностью, а также со сведениями о технологии приготовления блюд. Наличие перспективного меню позволяет заранее поставлять продукты.

   При составлении меню для детей  учитываются следующие положения:

-рацион  отвечает  физиологическим потребностям детей и подростков в пищевых веществах и энергии в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья и вида деятельности, климатических условий и сезона года, эколого-гигиенических особенностей территории;

- основу рациона  составляет действующий набор продуктов, утвержденный для каждого типа учебно-воспитательного учреждения.

   Меню разрабатывается, дифференцировано для детей разных возрастных групп, и  обсчитано по содержанию основных питательных веществ и энергии.

   Меню  составлено таким образом, чтобы в среднем за 14 дней была выполнена норма потребления продуктов на одного ребенка.

   При составлении ежедневных меню-раскладок, в случае отсутствия того или иного продукта, включенного в перспективное меню, производится  замена, по таблице замены продуктов соответствующего химического состава.

   Меню  разнообразное, что обеспечивает качественную полноценность рационов. Это достигается путем использования широко ассортимента продуктов и различных рецептур приготовления блюд, а так же способов кулинарной обработки.

   Продукты, входящие в состав блюд, совместимые и способствуют перевариванию пищи и усвоению питательных веществ.

   В рацион включаются салаты из свежих овощей, заправленные растительным маслом, как источники ряда витаминов, минеральных солей, полиненасыщенных жирных кислот.

   При формировании рациона питания и приготовлении пищи для детей  соблюдаются принципы рационального, сбалансированного, адекватного питания, подразумевающего:

-удовлетворение потребности детей в пищевых веществах и энергии, в том числе в макронутриентах (белки, жиры, углеводы) и микронутриентах (витамины, микроэлементы и др.) в соответствии с возрастными физиологическими потребностями;

-сбалансированность рациона по всем пищевым веществам, в том числе по аминокислотам, жирным кислотам, углеводам, относящимся к различным классам, содержанию витаминов, минеральных веществ (в том числе микроэлементов);

-максимальное разнообразие рациона, которое достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки;

-адекватную технологическую (кулинарную) обработку продуктов, обеспечивающую высокие вкусовые качества кулинарной продукции и сохранность пищевой ценности всех продуктов;

-исключение из рациона питания продуктов и блюд, способных оказывать раздражающее действие на слизистую органов пищеварения, а также продуктов, которые могли бы привести к ухудшению здоровья у детей;

-учет индивидуальных особенностей детей (в том числе непереносимости ими отдельных видов пищевых продуктов или блюд).

   Рацион питания детей и подростков различается по качественному и количественному составу и формируется отдельно для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.

   Рацион двухразового питания в образовательном учреждении обеспечивает не менее 55% от суточной потребности детей школьного возраста в пищевых веществах и энергии.

   Организация горячего питания предполагает обязательное использование в каждый прием пищи горячих блюд и кулинарных изделий, в том числе первых блюд и горячих напитков.

   Способ приготовления пищи также оказывает влияние на здоровье. В

школе используются те способы приготовления пищи, при которых не требуется большого количества масла, жира, соли, сахара (это отваривание, запекание, тушение).

   Необходимо учитывать, что при хранении и тепловой кулинарной обработке продуктов питания теряется значительная часть витаминов. Поэтому для обеспечения оптимальной потребности детей в витаминах проводится  рациональный подбор продуктов, который сбалансирован не только по основным общеизвестным белкам, жирам, углеводам, но и по витаминному составу и содержанию макро и микроэлементов и проводится дополнительная  витаминизация  учащихся. Рацион питания детей  в школе максимально разнообразный, питательный, аппетитный. Одни и те же блюда не  повторяются в течение дня, а в течение недели - не более 2-3 раз.

   В образовательном учреждении обеспечивается преемственность между питанием ребенка в школе и приемом пищи дома. Даются  рекомендации д содержащие конкретные советы по составу домашних ужинов с учетом продуктов, полученных детьми в течение дня.

   Согласно приказу министра здравоохранения об обязательной витаминизации питания в лечебно-профилактических и других учреждениях» и «Инструкции по проведению С-витаминизации питания» в школе проводится обязательная витаминизация.

   По разрешению санитарно-эпидемиологической станции (СЭС), контролирующей в учреждениях витаминизацию готовой пищи, последняя не проводится, если в рацион включены плодоовощные блюда, напитки из шиповника и другие постоянно используемые в питании естественные витаминоносители, содержащие соответствующее физиологическим нормам количество витамина С. СЭС может разрешить временный (сезонный) перерыв в витаминизации на основании данных лабораторного контроля соответствующих блюд.

   Практически всегда витаминизация проводится на пищеблоке медработником. Ежедневно витаминизируют третьи блюда обеда, включая чай. Витаминизацию готовых блюд проводят непосредственно перед их раздачей. Подогрев витаминизированных блюд не допускается.

5. Контроль за организацией питания.

        Общая ответственность за формирование рациона питания при организации питания детей и подростков в общеобразовательном  учреждении и ассортимента пищевых продуктов, предназначенных для организации горячего питания учащихся, возложена на директора школы, медработника, индивидуального предпринимателя. Так же следит за организацией питания в ОУ комиссия по контролю за питанием.

        Должностные обязанности лиц, участвующих в формировании рационов питания детей и подростков, определены  директором школы в соответствии

с их квалификацией и профессиональной подготовкой.

        Органы и учреждения Государственного санитарно-эпидемиологического надзора (государственной санитарно-эпидемиологической службы):

осуществляют медико-биологическую и гигиеническую оценку типовых рационов питания (примерных меню), разрабатываемых каждым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим организацию питания детей и подростков;

выдают санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии типовых рационов питания (примерных меню) санитарным правилам и возрастным нормам физиологической потребности детей и подростков в пищевых веществах и энергии;

при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора проводят гигиеническую и медико-биологическую оценку рациона питания детей и подростков и ассортимента пищевых продуктов, используемых в питании детей и подростков (в том числе для дополнительного питания), и предлагают на основании ее результатов необходимые санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; организуют обучение и проводят аттестацию должностных лиц и специалистов, участвующих в формировании рациона питания детей и подростков и ассортимента пищевых продуктов, предназначенных для дополнительного питания.

      Со стороны медработника школы осуществляется контроль за качеством приготовления пищи, соблюдением технологии приготовления блюд, проводятся взятия проб с блюд, лабораторные исследования готовых блюд.

      Так же им осуществляется контроль за санитарно-гигиеническим состоянием пищеблока, проводятся лабораторные исследования смывов.

        Для контроля за качеством поступающей продукции проводится бракераж и делается запись в журнале бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья, в соответствии с рекомендуемой формой санитарных правил.

     Выдача готовой пищи осуществляется только после снятия пробы. Оценку качества блюд проводит бракеражная комиссия в составе не менее трех человек: медицинского работника, работника пищеблока и представителя администрации образовательного учреждения по органолептическим показателям (пробу снимают непосредственно из емкостей, в которых пища готовится). Результат бракеража регистрируется в "Журнале бракеража готовой кулинарной продукции".

       Ежедневно перед началом работы медицинским работником проводится осмотр работников организации общественного питания образовательного учреждения на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела, а также ангин, катаральных явлений верхних дыхательных путей.

     Результаты осмотра ежедневно перед началом рабочей смены заносятся в "Журнал здоровья", в соответствии с рекомендуемой формой.

     Дата, время витаминизации, количество порций, количество вводимого препарата из расчета суточной дозы и числа детей, получающих питание, а также сведения о количестве витаминов, поступающих с искусственно витаминизированными блюдами, регистрируются в "Журнале витаминизации третьих и сладких блюд".

        Для контроля за качественным и количественным составом рациона питания, ассортиментом используемых пищевых продуктов и продовольственного сырья, медицинским работником ведется "Ведомость контроля за питанием".

        В конце каждой недели, или один раз в 10 дней, осуществляется подсчет и сравнение со среднесуточными нормами питания (в расчете на один день на одного человека, в среднем за неделю или за 10 дней).

       С целью контроля за соблюдением условий и сроков хранения скоропортящихся пищевых продуктов, требующие особых условий хранения, проводится контроль температурных режимов хранения. Информация заносится в «Журнал учета температурного режима».

       С целью контроля за соблюдением технологического процесса отбирается суточная проба от каждой партии приготовленных блюд. Отбор суточной пробы осуществляет работник пищеблока (повар) в соответствии рекомендациями по отбору проб. Контроль за правильностью отбора и условиями хранения суточных проб осуществляет медицинский работник.

        В школе отводится большая роль соблюдению правильного режима питания. Очень важно, что кормление осуществляется, в одни и те же часы. В этом случае в организме вырабатывается условный рефлекс на время, т. е. к установленному часу приема пищи наиболее активно выделяется желудочный сок, появляется аппетит, создаются условия для лучшего переваривания и усвоения пищи у учащихся.

     Питание учащихся 1-11 классов организовано на базе школьной столовой в соответствии с установленным графиком по утверждённому меню. Осуществляется на трёх больших переменах длительностью 20 минут каждая, после 1-го, 2-го уроков – завтрак, после 5-го – обед.

Завтрак:

-         1-6 классы:     с  9ч.45 мин.  до 10ч.05 мин.

-         7-11 классы:   с 10ч.50 мин.  до 11ч.10 мин.

Обед:

- 1-11 классы:  с 13ч.45 мин. до 14ч.35 мин.

 

        Одним из важных элементов режима питания являются условия, в которых принимается пища обучающимися: сервировка, чистота, эстетическое оформление обеденного зала  и т. п. Температура первых и вторых блюд,  во время приёма пищи, примерно около 50°С. Педагоги и воспитатели школы следят за тем, что бы учащиеся  не ели "на ходу",  "перехватывали" бутерброды, пирожки, сладости между основными приемами пищи, так как это нарушает аппетит, ритмичность работы желудочно-кишечного тракта, хорошо прожевывали пищу, не ели слишком горячие или остывшие блюда. Не рекомендуется садиться за стол сразу после занятий спортом, больших физических нагрузок, что регулируется расписанием уроков.

        За соблюдением графика посещений школьной столовой  следят дежурный учитель по школе и классные руководители. Дежурным учителем ведётся табель посещения столовой учащимися.

       При организации горячего питания в школе соблюдаются следующие меры по профилактике пищевых отравлений: выбираются безопасные пищевые продукты, пища тщательно приготавливается с соблюдением правильных технологий, приготовленная пища не хранится, а употребляется сразу. Не допускается соприкосновения сырых и готовых пищевых продуктов, тщательное мытьё рук перед приёмом пищи, школьная столовая содержится в чистоте, продукты питания защищены от насекомых и грызунов, используется только чистая вода, как для питья, так и для приготовления пищи.

         Каждый учащийся должен понимать, насколько важно соблюдать режим питания, есть горячий завтрак или обед в школе. От активной позиции самих учащихся и особенно от разъяснительной работы  в большой степени зависит организация правильного питания в школе. Обязательным является рациональное сочетание школьного и домашнего питания. Правильно организованное питание в школе способствует повышению работоспособности и успеваемости учеников. Оздоровительное воздействие школьного питания сочетается с воспитательным значением - закрепляет привычку к соблюдению режима в дальнейшей жизни.

6.   Мероприятия по развитию системы организации питания, формированию культуры питания

на различных этапах обучения.

     В ОУ проводится ряд мероприятий нацеленных на развитие системы организации питания и формированию культуры питания на различных этапах обучения.

Модернизация материально-технической базы школьной столовой включила капитальный ремонт и частичное технологическое переоснащение пищеблока.

Решение задачи создания современной системы управления организацией школьного питания в ОУ включает в себя:

·         создание сайта ОУ, освещающего вопросы по организации питания учащихся в общеобразовательном  учреждении.

С целью мониторинга по организации школьного питания, общей оценки качества приготовления пищи, удовлетворения санитарным состоянием столовой  в школе проводится анкетирование  среди обучающихся 5-11 классов, а также среди родителей 1-11 классов (законных представителей).

Так же для проведения мониторинга используются типовые опросники, тестирование по вопросам школьного питания.                                                       В мониторинговом исследовании «Оценка состояния здоровья детей (в контексте питания)», проведенном в ноябре 2010 года, приняли участие 86 школьника из 1-11 классов. Основная масса респондентов – 14-17 лет. На момент заполнения анкет свое здоровье на «отлично» оценили 28% мальчиков и 25% девочек, хорошо – 50 % мальчиков и 45 % девочек, удовлетворительно – 20% и 26%. Плохим свое здоровье посчитали 3 % респондентов.

     При оценке образовательного учреждения по этому критерию (по данным мониторинга) состояния здоровья учащихся всех возрастных групп по основным видам заболеваний, по которым ведется учет, или по группам здоровья школьников, улучшилось. По данным медицинских осмотров, в школе наблюдается стабильная, положительная динамика показателей здоровья школьников в течение последних 3 лет. Исключением могут являться ситуации, при которых снижение показателей здоровья произошло по не зависящим от школы причинам, например, в результате прибытия новых учащихся, имеющих проблемы здоровья.

             Мониторинг это не проверка, а анализ состояния школьного питания в рамках «Программы по совершенствованию организации питания учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  «Таналыкская средняя общеобразовательная школа» по совершенствованию организации питания обучающихся. Целью мониторинга является изучение и анализ полученной информации по организации работ, связанных с системой школьного питания. Результатом мониторинга  является  отчет и  анализ полученных материалов, которые озвучиваются на заседаниях Совета школы, совещаниях, педсоветах, родительских собраниях, родительском всеобуче.

За последние три года были рассмотрены вопросы работы школы по улучшению питания учащихся, внедрение новых форм обслуживания с учетом интересов детей и их родителей: «Совместная работа семьи и школы по формированию здорового образа жизни», «Питание учащихся», «Профилактика желудочно-кишечных заболеваний и инфекционных, простудных заболеваний», «Итоги медицинских осмотров учащихся», «Изучение отношения родителей к организации горячего питания в школе, «Основы формирование у ребёнка навыков здорового образа жизни. Атмосфера жизни семьи как фактор физи­ческого и психического здоровья ре­бёнка, «Привлечение членов Попечительского совета школы для содействия повыше­ния качества работы школьной столо­вой, «Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий, связанных с формированием правильного отноше­ния к ЗОЖ» и другие.

Анализ данных мониторинга позволяет выработать конкретные мероприятия и рекомендации по вопросам улучшения организации школьного питания. Отношение родителей к общеобразовательному учреждению формируется на основании оценки родителями наиболее значимых параметров, связанных с обучением и пребыванием ребенка в школе. Опросы показывают, что оно положительное.

         Комфорт, эстетическое оформление, наличие содержательного оформления школьной столовой в ОУ способствует формированию культуры учащихся, в том числе и культуры питания, поддерживает положительный эмоциональный фон, формирует устойчивое переживание удовольствия от пребывания в школе.

        Обустройство интерьера школьной столовой с учётом современного дизайнерского оформления, с оригинальными оформительскими элементами, внесённым цветочно-декоративным озеленением с многообразием цветочно-декоративных культур способствует эстетическому воспитанию учащихся.

   

Необычайно приятна в нашей столовой атмосфера тепла и домашнего уюта. Большое значение имеет эстетическое оформление обеденного зала, который украшен тематическими стендами, плакатами по здоровому питанию.

      

 

Персонал столовой всегда встречает детей доброжелательными улыбками и многих детей знает по именам. Поэтому дети всегда с удовольствием посещают школьную столовую.

       В целях совершенствования организации питания в ОУ реализуются: Программа по совершенствованию организации питания учащихся

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения    «Таналыкская средняя общеобразовательная школа», подпрограммы Подпрограмма  « Сбалансированное   питание », школьная подпрограмма стимуляции здорового питания «Школа здорового питания», подпрограмма «Рациональное  питание», подпрограмма «Школьное молоко».

         В реализации программ и подпрограмм по организации питания в ОУ оказывают квалифицированную помощь педагоги имеющие профессиональную подготовленность по вопросам формирования культуры здорового питания:  учитель технологии Препелица Н.П. (первая квалификационная категория), инструктор ОБЖ Баулина Е.В. (первая квалификационная категория), заместитель директора школы по воспитательной работе Уразымбетова Л.В. (высшая  квалификационная  категория, проблемные курсы по организации школьного питания).

       Организационное, методическое, педагогическое сопровождение работы по совершенствованию организации питания, формированию культуры здорового питания в школе включает в себя методические разработки классных часов, уроков, воспитательных мероприятий, внеклассных занятий.

В ОУ проводятся массовые мероприятия, тематические досуги с целью формирования у учащихся культуры здорового питания.

Работа по воспитанию культуры питания, пропаганде ЗОЖ среди родителей включает в себя проведение родительских собраний и всеобучей на темы школьного питания. Например в 2011-2012 уч. году в ОУ были проведены: лекторий «Поговорим о диетическом питании»; родительский всеобуч «Здоровье вашей семьи»; встреча с родителями мед.работника школы «Личная гигиена ребенка», анкетирование родителей «Ваши предложения на учебный год по развитию школьного питания», родительский всеобуч ««Основы формирования у ребёнка навыков здорового образа жизни.    

         Атмосфера жизни семьи как фактор физи­ческого и психического здоровья ре­бёнка» и другие.

          Отсутствие отрицательной динамики, состояние здоровья обучающихся - один из ключевых показателей эффективности программы, реализуемой учреждением. Высокие учебные достижения не служат оправданием систематического ухудшения здоровья детей, следовательно, отсутствие отрицательной динамики по этому показателю определяет и обусловливает результативность целостного образовательного процесса.

   Каждый учащийся должен понимать, насколько важно соблюдать режим питания, есть горячий завтрак или обед в школе. От активной позиции самих учащихся и особенно от разъяснительной работы  в большой степени зависит организация правильного питания в школе. Обязательным является рациональное сочетание школьного и домашнего питания. Правильно организованное питание в школе способствует повышению работоспособности и успеваемости учеников. Оздоровительное воздействие школьного питания сочетается с воспитательным значением - закрепляет привычку к соблюдению режима в дальнейшей жизни.

 

 

Схема

анализа деятельности общеобразовательного учреждения по совершенствованию организации питания за последние 3 года

 

1.     Общая характеристика общеобразовательного учреждения

1.1.  Вид общеобразовательного учреждения

Средняя общеобразовательная школа

1.2.  Дата создания учреждения.

1964 г.

1.3.  Местоположение (город, сельская местность).

Сельская местность

1.4.  Численность обучающихся, воспитанников (по проекту, фактически)

350/68

1.5.  Режим работы (полный день, количество смен).

Полный день, 1 смена

1.6.  Количество детей в классе, классов-комплектов.

В среднем 7 чел,  8 классов/комплектов

1.7.  Социальный состав семей обучающихся, воспитанников (удельный вес многодетных семей, семей с низким достатком, социально неблагополучных семей и т.д.).

удельный вес многодетных семей, семей с низким достатком, социально неблагополучных семей составляет 15% от числа всех семей школьников

1.8.  Кадровый состав (образование, стаж работы), кадровое обеспечение медицинского обслуживания  в общеобразовательном учреждении (наличие договора).

Договор с  МАУЗ «Кваркенская ЦРБ (прилагается)

1.9. Форма организации контроля за состоянием здоровья обучающихся, воспитанников в течение учебного года, динамика показателей здоровья обучающихся.

Ежегодное медицинское обследование специалистами Кваркенской ЦРБ и ФАП с. Таналык

1.10. Укомплектованность школьных столовых кадрами (всего работников, из них со специальным образованием, дефицит поваров), регулярность прохождения профессиональной подготовки и гигиенического обучения.                             

1 повар со специальным образованием, дефицита поваров нет, регулярно проводится гигиеническое обучение и курсовая подготовка

1.11. Уровень межведомственного сотрудничества по совершенствованию организации питания, привлечение спонсоров.

Ежегодно Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей  и благополучия человека Северо-Восточным территориальным отделом Роспотребнадзора  по Оренбургской области                                             заключается Программа производственного контроля

 

2. Организация питания

2.1. Формы организации питания, наличие договоров на обслуживание учащихся горячим питанием.

Школьная столовая, 1 повар – штатные работники -помощник повара, подсобный рабочий

2.2. Условия для организации качественного и безопасного питания, отсутствие нарушений.

Имеются все необходимые условия для организации качественного и безопасного питания:

1. типовой пищеблок, включающий:

- обеденный зал на 50 посадочных мест, - горячий цех с комплектом оборудования (пищеварочный котёл, электропечи, водонагреватель, холодильные и морозильные  камеры, необходимое количество кухонной и столовой посуды);

- необходимое количество моечных ванн и т.д.

2. Ежегодное обследование с составлением акта -  канализации, вентиляции, водопровода, исправности технологического и холодильного оборудования.

3. Своевременное прохождение поварами гигиенического обучения и медицинской комиссии.

 Нарушения в организации горячего питания отсутствуют.

2.3. Состояние материально-технической базы школьной столовой, обеспеченность современным технологическим оборудованием.

В школьной  столовой имеются:

пищеварочный котёл, 2 электропечи, водонагреватель, 2 холодильные и 2 морозильные  камеры, электромясорубка, картофелечистка, протирочная машина.

2.4. Оснащенность  школьной столовой и пищеблока мебелью, посудой, инвентарем, торгово-технологическим, холодильным оборудованием.

В школьной  столовой имеется 3 комплекта столовой посуды, необходимое количество кухонной посуды, инвентаря и оборудования, отвечающее требованиям СанПиН.

 

2.5. Площадь обеденного зала, количество посадочных мест.

72 кв  50 посадочных мест

2.6. Условия доставки продовольствованного сырья специализированным транспортом, гарантирующим сохранность сырья и продукции.

Доставка продуктов осуществляется специализированным транспортом, имеющим санитарный паспорт и  принадлежащим договорным поставщикам продуктов (ООО Никашкин)

2.7. Соблюдение персоналом технологии приготовления блюд и правил личной гигиены.

Приготовление блюд производится на основании меню, утверждённого органами Роспотребнадзора по технологическим картам (прилагаются)

  Для соблюдения личной гигиены имеется отдельная раковина с горячей водой, 3 комплекса халатов и колпаков поварских белых  и отдельно тёмных.

2.8. Размер стоимости школьных завтраков и обедов.

  11 руб. 45 коп. (дотация на питание одного учащегося).

Финансирование осуществляется из областного (8 руб.) и местного (3 руб. 45 коп.) бюджета.

   Стоимость питания понижается за счёт заготовленных в летнее время овощей. ( 20% от годовой потребности)

2.9. Формы организации питьевого режима.

Питьевой фонтанчик. Высота струи 8-10 см.

 

3. Охват школьников питанием.

3.1. Охват горячим питанием учащихся школы (с учетом родительской платы), в том числе учащихся  1-4 классов, 5-9 классов, 10-11 классов; учащихся группы продленного дня.

0 %

3.2. Охват горячим питанием учащихся школы (без учета родительской платы), в том числе учащихся  1-4 классов, 5-9 классов, 10-11 классов; учащихся группы продленного дня.

100% Питаются все учащиеся

3.3. Число (процент) детей из многодетных, малообеспеченных семей, получающих льготы на питание из местного бюджета.

8 (13%)

3.4. Обеспечение двухразовым горячим питанием учащихся группы продленного дня.

7 (1,2 классы ФГОС)

4. Рацион питания

4.1. Наличие 24-дневного или 14-дневного меню, согласованного с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области (представить меню).

14-дневного  меню, согласованно с ТО Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области

4.2. Выполнение меню, согласованного с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области.

Выполняется

4.3. Разнообразие меню по дням недели и ассортимента буфетной продукции, сочетаемость блюд в меню, учет сезонности предлагаемого обеда.

Выполняется

4.4. Соблюдение основных принципов рационального питания, включающих соответствие энергетической ценности рациона питания  энергозатратам организма ребенка и объему потребляемой пищи (выход блюд).

 

Соблюдается согласно требованиям СанПиН

4.5. Удовлетворение физиологической потребности школьника в витаминах, минеральных веществах и микронутриентах.

60% от суточной потребности

4.6. Включение в рацион питания продуктов, обогащенных витаминами и микронутриентами.

Включаются в рацион питания продукты, обогащенные витаминами

4.7. Наличие витаминных столов.

Нет

4.8. Проведение «С»-витаминизации третьих блюд, указать лицо, ответственное за осуществление данной процедуры.

Проводится. Мед.работник ОУ Дураева Т.П.

5.      Контроль за организацией питания

5.1. Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием пищеблока школы со стороны медицинского работника. Результаты лабораторных исследований смывов.

Контроль осуществляет дежурный администратор и медицинский работник ФАП с. Таналык. Результаты отвечают санитарным требованиям

5.2. Кем, как, когда осуществляется контроль за качеством приготовления пищи, соблюдением технологии приготовления блюд. Результаты лабораторных исследований готовых блюд.

Контроль осуществляет дежурный администратор и медицинский работник ФАП с. Таналык. До осуществления питания детей.

Случаев нарушения нет.

5.3. Наличие технологических карт (представить согласно меню).

Имеются в приложении.

5.4. Наличие бракеражной комиссии (представить приказы, распоряжения). Кем, как, когда проводится бракераж.

Приказ директора

5.5. Ведение медицинской документации на пищеблоке.

Документация пищеблока:

Форма 1: Журнал бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья;

Форма 2: Журнал бракеража готовой кулинарной продукции;

Форма 3: Ведомость контроля за рационом питания;

Форма 4: «Журнал Здоровья»

Форма 5: Журнал проведения витаминизации третьих и сладких блюд;

Форма 6: Журнал учёта температурного режима холодильного оборудования;

Форма 7: Журнал учёта неисправностей технологического и холодильного оборудования

5.6. Соблюдение режима питания обучающихся, воспитанников, наличие графиков посещения столовой, количество перемен, определенных для отпуска питания, их продолжительность.

Выписка из приказа    « Об утверждении режима работы школы на 2012-13 учебный год»

   Питание учащихся 1-11 классов организовано на базе школьной столовой в соответствии с установленным графиком по утверждённому меню. Осуществляется на трёх больших переменах длительностью 20 минут каждая, после 1-го, 2-го уроков – завтрак, после 5-го – обед.

     Определить следующий режим питания учащихся:

Завтрак:

-         1-6 классы:     с  9ч.45 мин.  до 10ч.05 мин.

-         7-11 классы:   с 10ч.50 мин.  до 11ч.10 мин.

Обед:

- 1-11 классы:  с 13ч.45 мин. до 14ч.35 мин.

Классным руководителям 1-4 классов сопровождать учащихся в столовую. Дежурному учителю присутствовать при приёме пищи и обеспечивать порядок в столовой.

5.7. Кем, каким образом ведется учет количества питающихся учащихся.

Журнал учёта питающихся школьников

5.8. Профилактика пищевых отравлений и инфекционных заболеваний.

Ежедневный контроль

6.      Мероприятия по развитию системы организации питания, формированию культуры питания на различных этапах обучения

6.1. Проведение мониторинга обратной связи по вопросам организации школьного питания (указать способы), его результаты.

Анкетирование, тестирование учащихся и родителей. (Анкеты прилагаются). По результатам анкетирования родителей и учащихся наблюдается тенденция роста их удовлетворенности работой школы по совершенствованию организации питания.

6.2. Рассмотрение вопросов организации питания на заседаниях Совета общеобразовательного учреждения (обозначить перечень вопросов, эффективность их рассмотрения).

Вопрос по питанию школьников выносится на заседание Совета школы, на общешкольное родительское собрание, на совещание при директоре и издаётся приказ по школе: «Об организации  горячего питания на новый учебный год»

6.3. Эстетическое оформление обеденного зала (фото). Наличие информационных стендов по организации питания в школе (их содержательность, фото).

Фото прилагается

6.4. Профессиональная подготовленность педагогов по вопросам формирования культуры здорового питания.

Участие в курсовой подготовке.

Учитель технологии (1 кватегория)

Инструктор ОБЖ (1 кв. категория)

6.5. Реализация образовательных программ, направленных на формирование культуры здорового питания: «Рациональное и адекватное питание», «Разговор о правильном питании», «Школа здорового питания», «Школьное молоко», другие (представить).

В приложении представлены материалы:

  1.Программа по совершенствованию организации питания учащихся МБОУ «Таналыкская СОШ»;               

  2.Программа элективного курса «Школа здорового питания»;

3. Подпрограмма  «Сбалансированное   питание»;

4. Школьная подпрограмма стимуляции здорового питания «Школа здорового питания»;

5. Подпрограмма «Рациональное  питание»;

6. Подпрограмма «Школьное молоко».

6.6. Организационное, методическое, педагогическое сопровождение работы по совершенствованию организации питания, формированию культуры здорового питания (рекомендации, разработки уроков, внеклассных занятий по формированию культуры здорового питания, схемы, таблицы, фото, видеоматериалы (продолжительность не более 10 минут), публикации в СМИ, другие материалы).

В приложении представлены Материалы:

1.  Методические материалы к часу общения «Здоровое питание- отличное настроение!»;

2.   Методические материалы для учителей начальных классов             « Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеклассной деятельности»

3.  Внеклассное занятие по здоровьесберегающим технологиям: «Здоровое питание»

Методические разработки уроков.

6.7.  Проведение массовых мероприятий, тематических досугов с целью формирования у учащихся культуры питания (сценарии, конкурсы детского творчества, смотры-конкурсы), их эффективность.

В приложении представлены фотоматериалы:

1.Методические разработки часов общения;

2.Конкурс агитбригад: «Молодёжь выбирает здоровый образ жизни» идр.

6.8. Совместные детско-родительские мероприятия (тематика, оценка уровня проведения, эффективность

В приложении представлены фотоматериалы:

- Конференция «Здоровье вашей семьи»;

Лекторий «Поговорим о диетическом питании»

6.9. Тематические мероприятия для родителей (лекции, семинары, родительский всеобуч и т.п.).

Родительский всеобуч: «Основы формирования у ребёнка здорового образа жизни»

6.10.Отношение родителей, обучающихся, воспитанников к деятельности ОУ по совершенствованию организации питания и формированию культуры здорового питания (анализ результатов опроса (анкетирования) родителей, учащихся).

По результатам анкетирования родителей и учащихся наблюдается тенденция роста их удовлетворенности работой школы по совершенствованию организации питания.

В приложении представлены анкеты учащихся и родителей

6.11. Наличие школьного сайта ОУ с информацией по вопросам школьного питания (указать адрес сайта, периодичность обновления информации, содержательность).

http://tanalikchkola.ucoz.ru/

Периодичность обновления: не реже 1 раза  в месяц или по мере поступления новой информации