Программа разработана с учетом требований нормативно-правовых документов.

 

1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»                                                              (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373)

3. Конвенция о правах ребёнка.

4. Методические  рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования. (Письмо Департамента общего образования Министерства образования России от 12.05.2011г.              № 03-296).

5. Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативы СаниН 2.4.2. 2821-10.

6. Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Таналыкская ООШ».

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

    Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В ФГОС НОО акцентируется внимание на изучение и реализацию программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», обращению к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики. Патриотическое воспитание младшего школьника определяется как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.

В младшем школьном возрасте закладываются основы познавательного интереса к изучению родного посёлка, края, как окружающего ребёнка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине.

Программа «Моё Оренбуржье» призвана дать представление об историческом прошлом нашего края, и нацелена на выработку у учащихся навыка работы с различными источниками информации.

Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов, усиливают эффективность всех аспектов воспитания - нравственного, гражданского, эстетического.

Программа позволяет включить учащихся в социально-полезную деятельность, осуществлять связь школы с жизнью, обогащать учащихся опытом социализации и создавать ресурс их гражданского становления.

Программа рассчитана на 33 часа в 1 классе и 34 часа во 2-4 классах четыре года обучения. Программа реализуется образовательным учреждением МАОУ «Таналыкская ООШ» в постоянном взаимодействии с семьями учащихся, с другими субъектами социализации: краеведческим музеем сваркено, сельской и школьной библиотеками.

 

Цель реализации программы: формирование гражданско-патриотических ценностей, бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины.

 

Для достижения цели должны решаться следующие задачи:

Обучающие:

● формировать у обучающихся представления об историческом прошлом и настоящем нашего посёлка; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие посёлка, края, страны; о природных богатствах своего края, о мерах по охране природных и исторических объектах;

● прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его.

 Развивающие:

● развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу:

● сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью.

● способствовать развитию эстетических чувств и художественного вкуса на основе знакомства с культурно-историческими ценностями родного края.

● способствовать расширению кругозора, развитию коммуникативных способностей, познавательной и творческой активности.

Воспитательные:

● способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным ценностям своего края;

● воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками, взрослыми;

● содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.

Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы:

-беседа;

-экскурсии  в краеведческий музей сваркено, по улицам села, к памятникам, памятным местам , заочные экскурсии по историческим местам нашего края;

-работа с источниками информации в сельской и школьной библиотеках;

-встречи с жителями села, ветеранами труда, с интересными людьми своего посёлка;

-сбор различных предметов старины нашего края, собирание коллекций;

-оформление выставок рисунков, поделок, фотографий, творческих работ;

-создание электронных презентаций;

-работа над исследовательскими и творческими проектами;

-просмотр и обсуждение видеоматериала ;

-благотворительная деятельность.

Для реализации программы запланированы следующие виды внеурочной деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, досугово-­развлекательная деятельность ,

художественное творчество, туристско-краеведческая деятельность, общественно-полезная деятельность.

В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

Ожидаемые предметные результаты.

К концу изучения курса дети должны знать:

-значение своего имени и фамилии; 

  -знать своих предков, об их занятиях, увлечениях;

-иметь представление о профессиях своих родителей;

-иметь представления об истории возникновения своей улицы, своей школы, своего посёлка;

-иметь представление о творческих людях своего посёлка;

-иметь представление о растениях нашего края и животных нашего края;

-знать правила поведения в природе;

-знать национальный состав своего края, обычаи предков, игры, праздники.

Уметь:

-уметь рассказывать и представлять свою семью;

-уметь составлять рассказ о своей школе;

-уметь уважать старших и помогать им;

-уметь играть в народные игры;

уметь распознавать растения, животных, птиц нашей местности;

-уметь соблюдать правила поведения в природе, на экскурсии;

-уметь самостоятельно собирать материал и творчески представлять его перед своими одноклассниками.

При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

● внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;

● ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

● ориентация в нравственном отношении, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

● эстетические чувства на основе знакомства с культурой, природой посёлка и края.

 

При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

 

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль своей деятельности по критериям;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия  

   результатов требованиям данной задачи;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других

  субъектов;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием

  дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные,  

  цифровые), сведениями Интернета;

- осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью  

   ИКТ;

- выражать речь в устной и письменной форме;

- проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-

   следственные связи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

● адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

● учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

● формулировать собственное мнение и позицию;

● договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

● задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;

● адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Данная программа предоставляет возможность планомерно достигать ожидаемых воспитательных результатов разного уровня исторической и краеведческой деятельности.

Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) - 1 класс.

Обучающиеся узнают о достопримечательностях родного поселка, постигают этику поведения в музее, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе Оренбургской области.

Результаты второго уровня (получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества) - 2, 3 класс.

Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и с жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий. Важным становится развитие ценностных отношений к своей малой Родине, её природе, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия) - 4-й класс.

Учащиеся приобретают знания о памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; опыт исследовательской и проектной деятельности, осуществляют благотворительную деятельность. Они имеют первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе и опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.

Тематическое планирование программы  «Моё Оренбуржье»

 

1 класс (33часа)

п/п

 

Тема занятия

 

Кол-во

часов

 

Содержание занятия

(теория и практика)

 

Форма

организации

деятельности

даты

план

фак.

1

Введение. Что изучает

краеведение.

Понятия Родина, малая родина.

1

Знакомство с особенностями

курса, формами занятий,

правилами безопасного поведения на занятиях.

Знакомство с понятиями «Родина», «Малая родина»

Беседа

(презентация)

 

 

2

«Моя школа»

1

Знакомство со зданием школы

Экскурсия

 

 

3-4

Традиции школы

2

Знакомство с традициями школы

 

 

 

5-7

«Улицы моего поселка»

3

Знакомство с поселком и его растительным миром.

Экскурсия

 

 

8-9

История

Возникновения моего села.

2

Знакомство с историей саналык, 

сапаевка.

Беседа

 

 

10-12

Моя улица.

3

Работа над творческим проектом «На свете много улиц разных».

Групповая

работа

 

 

13-15

Я, ты, он, она вместе

дружная семья.

3

Представление визитной карточки своей семьи.

 

 

 

16-17

Заглянем в семейный альбом.

2

Составление фото-рассказа о своей семье, презентаций.

 

 

 

18

Школьная библиотека

1

Знакомство со школьной библиотекой.

Экскурсия

 

 

19-20

Сельская библиотека

2

Знакомство с сельской библиотекой

Экскурсия

 

 

21-22

Краеведческий музей с. Кваркено

2

Знакомство с краеведческим музеем.

Экскурсия

 

 

23-24

Почта

2

Знакомство с почтой

Экскурсия

 

 

25-30

Все работы хороши,

выбирай на вкус.

6

Знакомство с профессиями своих родителей. Встречи с родителями.

Конкурс рисунков о профессиях своих родителей.

Творческие работы, беседы.

 

 

31-32

Мой вклад в процветание моего

села.

2

Операции «Чистый школьный двор»

Акция

 

 

33

Мой край

1

Итоговое занятие

 

Викторина

 

 

2 класс (34 часа)

п/п

 

Тема занятия

 

Кол-во

часов

 

Содержание занятия

(теория и практика)

 

Форма

организации

деятельности

даты

план

фак.

1-2

Оренбургская

область

на карте России.

2

Знакомство с географическом положением Оренбургской области. Знакомство с картой и историей образования Оренбургской области.

Просмотр

Видеофильма

5.09.

 

12.09.

 

3-4

Оренбург-столица

Оренбургской области.

2

Знакомство с историей образования Оренбурга с его историческими и культурными достопримечательностями.

Просмотр

презентации

19.09.

 

26-09

 

5-6

Символика Оренбургской области - Герб, Флаг, гимн. История их создания.

2

Знакомство с выставочными

стендами школы «Символика» Знакомство с историей создания

государственной символики.

Беседа,

презентация.

3.10.

 

10.10.

 

7-8

Кваркенская

земля-

ростки и корни.

2

Познакомить с историей возникновения Кваркенского  района

Беседа,

презентация.

17.10.

 

24.10.

 

9-10

Символика Кваркенского района- герб, гимн, флаг.

История их создания.

2

Знакомство с выставочными стендами школы «Символика»

Знакомство с историей создания символики Кваркенского района»

Просмотр

презентации

«Символика

Кваркенского

района»

 

7.11.

 

14.11.

 

11-13

Создание символики с. Таналык.

2

Творческая деятельность по составлению символики саналык.

Творческая работа в группах

21.11.

 

28.11.

 

5.12.

 

14-16

Жизнь и творчество поэта-земляка Ю.Мальцева

2

Знакомство с жизнью и творчеством поэта-земляка Ю.Мальцева

Беседа, презентация

12.12.

 

19.12.

 

9.01.

 

17-18

Религиозные

праздники.

Рождество

Христово.

2

Знакомство с историей Рождества, с особенностью его

празднования в родном крае.

Беседа.

Просмотр фильма «Рождество Христово». Праздник.

16.01.

 

23.01.

 

19-21

«Зимние забавы»

3

Разучивание подвижных игр на свежем воздухе. Наблюдение в

природе.

Экскурсия в

зимний

парк.

Подвижные

игры

30.01.

 

6.02.

 

13.02.

 

22-23

Широкая

масленица.

2

Знакомство с историей праздника «Масленица», с

особенностью его празднования в родном краю. Подготовка к проведению праздника.

Беседа. Просмотр видео-фильма

«Широкая

масленица»

20.02.

 

27.02.

 

24-25

Народные песни

2

Знакомство с разнообразием

народных песен родного края.

Разучивание русских народных песен.

Круглый стол с приглаше-нием руководителя школьного хора «Фольклор»

6.03.

 

13.03.

 

26-27

Благовещение.

2

Знакомство с историей

праздника, с особенностью его празднования в родном крае.

Изготовление птичек из солёного теста.

20.03.

 

3.04.

 

28-29

Игры наших дедушек и

бабушек.

2

Индивидуальная

исследовательская деятельность «Интервью». Знакомство и разучивание игр, в которые играли предки.

Круглый стол с приглаше-нием бабушек и дедушек»

10.04.

 

17.04.

 

30-33

Труд людей нашего села.

4

Знакомство с занятиями людей родного края. Знакомство с жителями посёлка, которые прославили своим трудом наш край.

Экскурсии:

пекарня, больница,

магазины.

24.04.

 

8.05.

 

15.05.

 

22.05.

 

34

Мой край

1

Итоговое занятие

Викторина

29.05

 

3 класс (34 часа)

п/п

 

Тема занятия

 

Кол-во

часов

 

Содержание занятия

(теория и практика)

 

Форма

организации

деятельности

даты

план

фак.

1-3

Моя семья в годы ВОВ

3

Индивидуальная исследовательская поисковая работа по сбору информации о своей семье в годы ВОВ, о своих героях.

Исследова­-

тельская

деятельность, конференция.

 

 

4-5

Вечная память героям.

2

Знакомство с жизнью села в годы ВОВ, с Книгой Памяти погибших героев.

Экскурсия.

 

 

6

Конкурс рисунков «Война глазами детей»

1

Индивидуальная работа.

Конкурс

 

 

7-10

Красная книга

Оренбургской

области.

3

Знакомство с Красной книгой.

Беседа,

презентация,

проект.

 

 

11-12

Водоемы родного края.

2

Знакомство с водоемами.

Беседа,

презентация,

экскурсии.

 

 

13-14

Стихи о родном крае.

2

 

Чтение стихотворений о родном крае.

Конкурс

 

 

15-21

Труд людей нашего села.

6

Знакомство с занятиями людей родного края. Знакомство с жителями посёлка, которые прославили своим трудом наш край.

Экскурсии.

 

 

22-23

Экологические проблемы рек и родников своей местности.

2

Изучение проблем водоемов Оренбургской области.

Беседа, экскурсия на рурля.

 

 

24-25

Опасные явления в природе.

2

Знакомство с правилами поведения в природе.

Круглый

стол.

 

 

26-28

Лекарственные

растения

3

Знакомство с лекарственными растениями Кваркенского района.

Заочная

экскурсия,

проекты.

 

 

29-31

«Моя малая родина»

3

Представление творческих работ по выбору учащихся.

Творческие

работы.

 

 

32-33

Мой вклад в

процветание моего посёлка.

2

Операции «Чистый школьный двор».

Акция

 

 

34

Мой край.

 

1

Итоговое занятие.

Викторина

 

 

 

4 класс (34 часа)

п/п

 

Тема занятия

 

Кол-во

часов

 

Содержание занятия

(теория и практика)

 

Форма

организации

деятельности

даты

план

фак.

1-2

Погода и климат

Оренбургской

области.

2

Знакомство с сезонными

изменениями в природе, климатом и погодой в нашем крае, влиянием климата на труд и здоровье людей.

Беседа,

презентация.

 

 

3-6

Население

Оренбургской

области.

4

Знакомство с коренными жителями области, многообразием

национальности, численностью населения, с национальными костюмами.

Беседа с приглашени­ем

гостей разных национальностей

 

 

7-10

Зелёная аптека

Оренбургской

области.

4

Знакомство с лечебными

растениями. Правилами сбора лечебных трав. Знакомство с видами растений, нуждающимися в особой охране. Красная книга Оренбургской области.

Экскурсия в природу, работа в библиотеке.

 

 

11-14

Животный мир

Оренбургской

области.

4

Знакомство с разнообразием

животного мира. Выявление отрицательного влияния деятельности человека на животных. Знакомство с заповедниками Оренбургской области.

Беседа,

презентация.

 

 

15-18

Водоёмы нашего края.

4

Знакомство с рекой Кинделей. Выявление экологических проблем. Охрана и восстановление водоемов.

Беседа, экскурсия на Ириклинское водохранилище.

 

 

19-23

Природные

ресурсы

Оренбургской

области.

4

Знакомство с полезными ископаемыми области.

Основные свойства полезных

Работа с физической картой и образцами полезных

Ископаемых Оренбургской области.

 

 

24-27

Промышленность

Оренбургской

области.

4

Знакомство с крупными предприятиями области.

Выявление практического

значения предприятий для

области и страны. Влияние

предприятий на окружающую

среду.

Заочные экскурсии на крупные

предприятия Оренбургской

области

 

 

28-30

Экология

Оренбургской

области.

3

Выявление экологических проблем Оренбургской области.

Влияние загрязнения

окружающей среды на

человека. Решение задач по

экологии.

Создание

проекта «Экологические

проблемы Оренбургской области».

 

 

31-34

Культурные

центры

области.

4

Посещение краеведческого музея грска.

Экскурсия в краеведческий музей г. Орска, городской парк культуры и отдыха.