Программа
разработана с учетом требований нормативно-правовых документов.
1. Федеральным законом
«Об образовании в Российской Федерации»
(№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.).
2. Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования. (Приказ Министерства
образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373)
3. Конвенция о правах ребёнка.
4. Методические рекомендации по организации внеурочной
деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные
программы начального общего образования. (Письмо Департамента
общего образования Министерства образования России от 12.05.2011г. № 03-296).
5.
Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативы Сан.ПиН 2.4.2. 2821-10.
6. Устав муниципального
автономного общеобразовательного учреждения «Таналыкская
ООШ».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важнейшей целью современного образования и
одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание
нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
В ФГОС НОО акцентируется внимание на изучение и реализацию программы
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», обращению к
«ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в
основе современной государственной политики. Патриотическое воспитание младшего
школьника определяется как целенаправленная деятельность, призванная
формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина
и патриота России.
В младшем школьном
возрасте закладываются основы познавательного интереса к изучению родного
посёлка, края, как окружающего ребёнка микроклимата, создаются условия для
формирования нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине.
Программа «Моё
Оренбуржье» призвана дать представление об историческом прошлом нашего края, и
нацелена на выработку у учащихся навыка работы с различными источниками
информации.
Личные впечатления,
которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием
краеведческих материалов, усиливают эффективность всех аспектов воспитания -
нравственного, гражданского, эстетического.
Программа позволяет
включить учащихся в социально-полезную деятельность, осуществлять связь школы с
жизнью, обогащать учащихся опытом социализации и создавать ресурс их
гражданского становления.
Программа рассчитана на
33 часа в 1 классе и 34 часа во 2-4 классах четыре года обучения. Программа
реализуется образовательным учреждением МАОУ «Таналыкская
ООШ» в постоянном взаимодействии с семьями учащихся, с другими субъектами социализации:
краеведческим музеем с.Кваркено,
сельской и школьной библиотеками.
Цель
реализации программы: формирование
гражданско-патриотических ценностей, бережного отношения к историческому и культурному
наследию своей малой Родины.
Для
достижения цели должны решаться следующие задачи:
Обучающие:
●
формировать у обучающихся представления об историческом прошлом и настоящем
нашего посёлка; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе,
который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие посёлка,
края, страны; о природных богатствах своего края, о мерах по охране природных и
исторических объектах;
● прививать
младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и
описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его.
Развивающие:
● развивать
коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах,
координировать деятельность, учить анализу и самоанализу:
● сохранять и
развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью.
● способствовать
развитию эстетических чувств и художественного вкуса на основе знакомства с
культурно-историческими ценностями родного края.
● способствовать
расширению кругозора, развитию коммуникативных способностей, познавательной и
творческой активности.
Воспитательные:
● способствовать
пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным ценностям
своего края;
● воспитывать
умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и
старшеклассниками, взрослыми;
● содействовать
формированию социально активной, нравственной личности с гражданским
самосознанием.
Для
реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы:
-беседа;
-экскурсии в краеведческий музей с.Кваркено, по улицам села, к памятникам, памятным
местам , заочные экскурсии по историческим местам нашего края;
-работа
с источниками информации в сельской и школьной библиотеках;
-встречи с жителями
села, ветеранами труда, с интересными людьми своего посёлка;
-сбор различных
предметов старины нашего края, собирание коллекций;
-оформление выставок
рисунков, поделок, фотографий, творческих работ;
-создание электронных
презентаций;
-работа над
исследовательскими и творческими проектами;
-просмотр и обсуждение
видеоматериала ;
-благотворительная
деятельность.
Для
реализации программы запланированы следующие виды внеурочной деятельности:
игровая деятельность, познавательная деятельность, досугово-развлекательная
деятельность ,
художественное
творчество, туристско-краеведческая деятельность, общественно-полезная
деятельность.
В результате освоения
содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных
учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных),
позволяющих достигать предметных, метапредметных и
личностных результатов.
Ожидаемые
предметные результаты.
К концу изучения курса
дети должны знать:
-значение своего имени
и фамилии;
-знать своих предков, об их занятиях,
увлечениях;
-иметь представление о профессиях своих родителей;
-иметь представления об истории возникновения своей
улицы, своей школы, своего посёлка;
-иметь представление о творческих людях своего
посёлка;
-иметь представление о растениях нашего края и
животных нашего края;
-знать правила поведения в природе;
-знать национальный состав своего края, обычаи
предков, игры, праздники.
Уметь:
-уметь рассказывать и представлять свою семью;
-уметь составлять рассказ о своей школе;
-уметь уважать старших и помогать им;
-уметь играть в народные игры;
уметь распознавать растения, животных, птиц нашей
местности;
-уметь соблюдать правила поведения в природе, на
экскурсии;
-уметь самостоятельно собирать материал и творчески
представлять его перед своими одноклассниками.
При
достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
● внутренняя позиция школьника на уровне
положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные
моменты школьной и социальной действительности;
● ориентация на понимание причин успеха во
внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата,
на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
● ориентация в нравственном отношении, как
собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
● эстетические чувства на основе знакомства с
культурой, природой посёлка и края.
При
достижении метапредметных результатов у школьника
будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные,
коммуникативные):
Регулятивные
универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации;
- осуществлять итоговый
и пошаговый контроль своей деятельности по критериям;
- оценивать правильность выполнения действия на
уровне адекватной оценки соответствия
результатов
требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку
учителей, товарищей, родителей и других
субъектов;
Познавательные
универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для
выполнения заданий с использованием
дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая
электронные,
цифровые), сведениями Интернета;
- осуществлять запись выборочной информации о себе и
окружающем мире, в том числе с помощью
ИКТ;
- выражать речь в устной и письменной форме;
- проводить анализ, сравнение и классификацию тем
или явлений, устанавливать причинно-
следственные
связи.
Коммуникативные
универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
● адекватно использовать речевые средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,
владеть диалогической формой речи;
● учитывать разные мнения и стремиться к
координации различных позиций в сотрудничестве;
● формулировать собственное мнение и позицию;
● договариваться и приходить к общему решению
в совместной деятельности;
● задавать вопросы, необходимые для совместной
работы с партнёрами;
● адекватно использовать речь для планирования
и регуляции своей деятельности.
Данная программа
предоставляет возможность планомерно достигать ожидаемых воспитательных
результатов разного уровня исторической и краеведческой деятельности.
Результаты первого
уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной
реальности и повседневной жизни) - 1
класс.
Обучающиеся узнают о достопримечательностях
родного поселка, постигают этику поведения в музее, читальном зале, расширяют
представление о себе как о жителе Оренбургской области.
Результаты второго
уровня (получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к
базовым ценностям общества) - 2, 3
класс.
Дети знакомятся с
окружающим их социальным миром и с жизнью людей, встречаются с очевидцами
исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий.
Важным становится развитие ценностных отношений к своей малой Родине, её
природе, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её
прошлого. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта
самостоятельного социального действия) -
4-й класс.
Учащиеся приобретают
знания о памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий Великой
Отечественной войны; опыт исследовательской и проектной деятельности,
осуществляют благотворительную деятельность. Они имеют первоначальный опыт
эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе и опыт участия в
природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту
жительства.
Тематическое планирование программы
«Моё Оренбуржье»
1
класс (33часа) |
||||||||||||
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Содержание
занятия (теория
и практика) |
Форма организации деятельности |
даты |
|||||||
план |
фак. |
|||||||||||
1 |
Введение. Что изучает краеведение. Понятия Родина, малая родина. |
1 |
Знакомство с особенностями курса, формами занятий, правилами безопасного поведения на
занятиях. Знакомство с понятиями «Родина»,
«Малая родина» |
Беседа (презентация) |
|
|
||||||
2 |
«Моя школа» |
1 |
Знакомство со зданием школы |
Экскурсия |
|
|
||||||
3-4 |
Традиции школы |
2 |
Знакомство с традициями школы |
|
|
|
||||||
5-7 |
«Улицы моего поселка» |
3 |
Знакомство с поселком и его
растительным миром. |
Экскурсия |
|
|
||||||
8-9 |
История Возникновения моего села. |
2 |
Знакомство с историей с.Таналык, с.Чапаевка. |
Беседа |
|
|
||||||
10-12 |
Моя улица. |
3 |
Работа над творческим проектом «На
свете много улиц разных». |
Групповая работа |
|
|
||||||
13-15 |
Я, ты, он, она вместе дружная семья. |
3 |
Представление визитной карточки своей
семьи. |
|
|
|
||||||
16-17 |
Заглянем в семейный альбом. |
2 |
Составление фото-рассказа о своей
семье, презентаций. |
|
|
|
||||||
18 |
Школьная библиотека |
1 |
Знакомство со школьной библиотекой. |
Экскурсия |
|
|
||||||
19-20 |
Сельская библиотека |
2 |
Знакомство с сельской библиотекой |
Экскурсия |
|
|
||||||
21-22 |
Краеведческий музей с. Кваркено |
2 |
Знакомство с краеведческим музеем. |
Экскурсия |
|
|
||||||
23-24 |
Почта |
2 |
Знакомство с почтой |
Экскурсия |
|
|
||||||
25-30 |
Все работы хороши, выбирай на вкус. |
6 |
Знакомство с профессиями своих
родителей. Встречи с родителями. Конкурс рисунков о профессиях своих
родителей. |
Творческие работы, беседы. |
|
|
||||||
31-32 |
Мой вклад в процветание моего села. |
2 |
Операции «Чистый школьный двор» |
Акция |
|
|
||||||
33 |
Мой край |
1 |
Итоговое занятие |
Викторина |
|
|
||||||
2
класс (34 часа) |
||||||||||||
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Содержание
занятия (теория
и практика) |
Форма организации деятельности |
даты |
|||||||
план |
фак. |
|||||||||||
1-2 |
Оренбургская область на карте России. |
2 |
Знакомство с географическом
положением Оренбургской области. Знакомство с картой и историей образования
Оренбургской области. |
Просмотр Видеофильма |
5.09. |
|
||||||
12.09. |
|
|||||||||||
3-4 |
Оренбург-столица Оренбургской области. |
2 |
Знакомство с историей образования
Оренбурга с его историческими и культурными достопримечательностями. |
Просмотр презентации |
19.09. |
|
||||||
26-09 |
|
|||||||||||
5-6 |
Символика Оренбургской области - Герб,
Флаг, гимн. История их создания. |
2 |
Знакомство с выставочными стендами школы «Символика» Знакомство
с историей создания государственной символики. |
Беседа, презентация. |
3.10. |
|
||||||
10.10. |
|
|||||||||||
7-8 |
Кваркенская земля- ростки и корни. |
2 |
Познакомить с историей возникновения
Кваркенского района |
Беседа, презентация. |
17.10. |
|
||||||
24.10. |
|
|||||||||||
9-10 |
Символика Кваркенского района- герб, гимн, флаг. История их создания. |
2 |
Знакомство с выставочными стендами
школы «Символика» Знакомство с историей создания
символики Кваркенского района» |
Просмотр презентации «Символика Кваркенского района» |
7.11. |
|
||||||
14.11. |
|
|||||||||||
11-13 |
Создание символики с. Таналык. |
2 |
Творческая деятельность по составлению
символики с.Таналык. |
Творческая работа в группах |
21.11. |
|
||||||
28.11. |
|
|||||||||||
5.12. |
|
|||||||||||
14-16 |
Жизнь и творчество поэта-земляка
Ю.Мальцева |
2 |
Знакомство с жизнью и творчеством
поэта-земляка Ю.Мальцева |
Беседа, презентация |
12.12. |
|
||||||
19.12. |
|
|||||||||||
9.01. |
|
|||||||||||
17-18 |
Религиозные праздники. Рождество Христово. |
2 |
Знакомство с историей Рождества, с
особенностью его празднования в родном крае. |
Беседа. Просмотр фильма «Рождество Христово».
Праздник. |
16.01. |
|
||||||
23.01. |
|
|||||||||||
19-21 |
«Зимние забавы» |
3 |
Разучивание подвижных игр на свежем
воздухе. Наблюдение в природе. |
Экскурсия в зимний парк. Подвижные игры |
30.01. |
|
||||||
6.02. |
|
|||||||||||
13.02. |
|
|||||||||||
22-23 |
Широкая масленица. |
2 |
Знакомство с историей праздника
«Масленица», с особенностью его празднования в родном
краю. Подготовка к проведению праздника. |
Беседа. Просмотр видео-фильма «Широкая масленица» |
20.02. |
|
||||||
27.02. |
|
|||||||||||
24-25 |
Народные песни |
2 |
Знакомство с разнообразием народных песен родного края. Разучивание русских народных песен. |
Круглый стол с приглаше-нием руководителя школьного хора
«Фольклор» |
6.03. |
|
||||||
13.03. |
|
|||||||||||
26-27 |
Благовещение. |
2 |
Знакомство с историей праздника, с особенностью его
празднования в родном крае. |
Изготовление птичек из солёного теста. |
20.03. |
|
||||||
3.04. |
|
|||||||||||
28-29 |
Игры наших дедушек и бабушек. |
2 |
Индивидуальная исследовательская деятельность
«Интервью». Знакомство и разучивание игр, в которые играли предки. |
Круглый стол с приглаше-нием бабушек и дедушек» |
10.04. |
|
||||||
17.04. |
|
|||||||||||
30-33 |
Труд людей нашего села. |
4 |
Знакомство с занятиями людей родного
края. Знакомство с жителями посёлка, которые прославили своим трудом наш
край. |
Экскурсии: пекарня, больница, магазины. |
24.04. |
|
||||||
8.05. |
|
|||||||||||
15.05. |
|
|||||||||||
22.05. |
|
|||||||||||
34 |
Мой край |
1 |
Итоговое занятие |
Викторина |
29.05 |
|
||||||
3
класс (34 часа) |
||||||||||||
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Содержание
занятия (теория
и практика) |
Форма организации деятельности |
даты |
|||||||
план |
фак. |
|||||||||||
1-3 |
Моя семья в годы ВОВ |
3 |
Индивидуальная исследовательская
поисковая работа по сбору информации о своей семье в годы ВОВ, о своих
героях. |
Исследова- тельская деятельность, конференция. |
|
|
||||||
4-5 |
Вечная память героям. |
2 |
Знакомство с жизнью села в годы ВОВ, с
Книгой Памяти погибших героев. |
Экскурсия. |
|
|
||||||
6 |
Конкурс рисунков «Война глазами детей» |
1 |
Индивидуальная работа. |
Конкурс |
|
|
||||||
7-10 |
Красная книга Оренбургской области. |
3 |
Знакомство с Красной книгой. |
Беседа, презентация, проект. |
|
|
||||||
11-12 |
Водоемы родного края. |
2 |
Знакомство с водоемами. |
Беседа, презентация, экскурсии. |
|
|
||||||
13-14 |
Стихи о родном крае. |
2 |
Чтение стихотворений о родном крае. |
Конкурс |
|
|
||||||
15-21 |
Труд людей нашего села. |
6 |
Знакомство с занятиями людей родного
края. Знакомство с жителями посёлка, которые прославили своим трудом наш
край. |
Экскурсии. |
|
|
||||||
22-23 |
Экологические проблемы рек и родников
своей местности. |
2 |
Изучение проблем водоемов Оренбургской
области. |
Беседа, экскурсия на р.Бурля. |
|
|
||||||
24-25 |
Опасные явления в природе. |
2 |
Знакомство с правилами поведения в
природе. |
Круглый стол. |
|
|
||||||
26-28 |
Лекарственные растения |
3 |
Знакомство с лекарственными растениями
Кваркенского района. |
Заочная экскурсия, проекты. |
|
|
||||||
29-31 |
«Моя малая родина» |
3 |
Представление творческих работ по
выбору учащихся. |
Творческие работы. |
|
|
||||||
32-33 |
Мой вклад в процветание моего посёлка. |
2 |
Операции «Чистый школьный двор». |
Акция |
|
|
||||||
34 |
Мой край. |
1 |
Итоговое занятие. |
Викторина |
|
|
||||||
4 класс (34 часа) |
||||||||||||
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Содержание
занятия (теория
и практика) |
Форма организации деятельности |
даты |
|||||||
план |
фак. |
|||||||||||
1-2 |
Погода и климат Оренбургской области. |
2 |
Знакомство с сезонными изменениями в природе, климатом и
погодой в нашем крае, влиянием климата на труд и здоровье людей. |
Беседа, презентация. |
|
|
||||||
3-6 |
Население Оренбургской области. |
4 |
Знакомство с коренными жителями
области, многообразием национальности, численностью
населения, с национальными костюмами. |
Беседа с приглашением гостей разных национальностей |
|
|
||||||
7-10 |
Зелёная аптека Оренбургской области. |
4 |
Знакомство с лечебными растениями. Правилами сбора лечебных
трав. Знакомство с видами растений, нуждающимися в особой охране. Красная
книга Оренбургской области. |
Экскурсия в природу, работа в библиотеке. |
|
|
||||||
11-14 |
Животный мир Оренбургской области. |
4 |
Знакомство с разнообразием животного мира. Выявление
отрицательного влияния деятельности человека на животных. Знакомство с
заповедниками Оренбургской области. |
Беседа, презентация. |
|
|
||||||
15-18 |
Водоёмы нашего края. |
4 |
Знакомство с рекой Кинделей.
Выявление экологических проблем. Охрана и восстановление водоемов. |
Беседа, экскурсия на Ириклинское водохранилище. |
|
|
||||||
19-23 |
Природные ресурсы Оренбургской области. |
4 |
Знакомство с полезными ископаемыми
области. Основные свойства полезных |
Работа с физической картой и образцами
полезных Ископаемых Оренбургской области. |
|
|
||||||
24-27 |
Промышленность Оренбургской области. |
4 |
Знакомство с крупными предприятиями
области. Выявление практического значения предприятий для области и страны. Влияние предприятий на окружающую среду. |
Заочные экскурсии на
крупные предприятия Оренбургской области |
|
|
||||||
28-30 |
Экология Оренбургской области. |
3 |
Выявление экологических проблем
Оренбургской области. Влияние загрязнения окружающей среды на человека. Решение задач по экологии. |
Создание проекта «Экологические проблемы Оренбургской области». |
|
|
||||||
31-34 |
Культурные центры области. |
4 |
Посещение краеведческого музея г.Орска. |
Экскурсия в краеведческий музей г. Орска, городской парк культуры и отдыха. |
|
|
||||||