Учебный план для 1х-4х классов МАОУ «Таналыкская средняя общеобразовательная школа» по ФГОС НОО
Предметные области |
Учебные предметы/ Классы |
Количество часов в неделю | |||
I |
II |
III |
IV | ||
Обязательная часть | |||||
Русский язык и литературное чтение |
Русский язык |
5 |
5 |
5 |
5 |
Литературное чтение |
4 |
4 |
4 |
4 | |
Иностранный язык |
Иностранный язык |
- |
2 |
2 |
2 |
Математика и информатика |
Математика |
4 |
4 |
4 |
4 |
Обществознание и естествознание (Окружающий мир) |
Окружающий мир |
2 |
2 |
2 |
2 |
Основы религиозных культур и светской этики |
Основы религиозных культур и светской этики (Модуль «Основы светской этики») |
1 | |||
Искусство |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
1 |
Изобразительное искусство |
1 |
1 |
1 |
1 | |
Технология |
Технология |
1 |
1 |
1 |
1 |
Физическая культура |
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
Итого |
21 |
23 |
23 |
24 | |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
- |
3 |
3 |
2 | |
«Уроки речевого творчества» |
- |
1 |
1 |
- | |
« Геометрия вокруг нас» |
- |
1 |
1 |
1 | |
«Литература XIX» |
- |
1 |
1 |
1 | |
Максимально допустимая учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе |
21 |
26 |
26 |
26 |
Пояснительная записка к учебному плану МАОУ «Таналыкская СОШ» для 1-4 классов, реализующих ФГОС НОО, на 2016-2017 учебный год
Учебный план школы как нормативный акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объём учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования, разрабатывается с учетом реализуемых в образовательном учреждении общеобразовательных программ и на основе следующих нормативных правовых документов и инструктивно-методических материалов:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЭ от 29.12.2012;
- приказ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060);
- Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189;
- приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- приказ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507)»;
- примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);
- рекомендации по изучению предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761);
- приказ министерства образования Оренбургской области №01-21/1063 от 13.08.2015 г. (в ред. приказа министерства образования Оренбургской области от 06.08.2015 № 01-21/1742) «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных организаций Оренбургской области»;
- Устав МАОУ «Таналыкская СОШ».
Реализация учебного плана на начальной ступени общего образования направлена на формирование базовых основ и фундамента всего последующего обучения.
Начальное образование призвано обеспечить первоначальное становление личности ребенка, выявление и целостное развитие его способностей, формирование у школьников умения и желания учиться. Продолжается реализация требований ФГОС НОО. Обучение в начальных классах ведется по развивающей программе «Гармония». Учебный процесс строится с учетом , исходного уровня развития детей (по результатам диагностики) с последующей диагностикой после каждой учебной четверти.
При правильно распределенной дневной учебной нагрузке не допускается перегрузка учащихся. Учителя начальных классов используют методические подходы, облегчающие усвоение детьми материала: дифференциация обучения, связь обучения с жизнью, дидактические игры, элементы проблемности и занимательности, задачи в виде сказок, наглядные опоры, творческие задания и другие приемы, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся, что способствует усвоению базового уровня всеми учащимися.
Предельно допустимая учебная ' нагрузка учебных предметов федерального, регионального и школьного компонентов составляет:
1) 1 класс - 21 час;
2) 2 класс - 26 часов;
3) 3 класс - 26 часов;
4) 4 класс - 26 часов.
Продолжительность учебного года начального образования:
1) 1 класс - 33 учебные недели;
2) 2,3,4 классы - 34 учебных недель.
Режим работы школы:
1) 1 класс - пятидневная учебная неделя;
2) 2,3,4 классы - шестидневная учебная неделя.
В структуре школьного учебного плана выделяются инвариантная и вариативная части, состоящие из 2 компонентов:
• Обязательная часть.
• Часть, формируемая участниками образовательных отношений .
Предельно допустимая учебная нагрузка представлена суммарным
объемом всех компонентов учебного плана.
Обязательная часть включает в себя следующие образовательные области:
- русский язык и литературное чтение;
- иностранный язык;
- математика и информатика;
- обществознание и естествознание (окружающий мир);
- основы религиозных культур и светской этики;
- искусство;
- технология;
- физическая культура.
Предметная область «Русский язык и литературное чтение» имеет следующую структуру:
- русский язык;
- литературное чтение.
Объем изучения области определен инвариантной частью базисного плана в 1-4 классах и дополнен вариативной частью (частью, формируемой участниками образовательных отношений) во 2-4 классах в связи с образовательной программой.
Данная область способствует:
- формированию целостного представления о языке, нравственных, эстетических, духовных и патриотических качеств, развитию лингвистического мышления;
- становлению у учащихся представлений о литературе, как о едином процессе, связанном с историей, историческими фактами и действительностью, интеллекта учащихся.
Предметная область «Иностранный язык» способствует:
- овладению иностранным языком.
Образовательная область «Математика и информатика» включает в себя:
- математику и реализует развивающие функции математических предметов, способствует формированию у учащихся интеллектуальных общеучебных умений (мотивировать деятельность, анализировать и находить способы решений, знать основы и правила работы с ЭВМ).
Предметная область «Обществознание и естествознание» включает в себя:
- окружающий мир (ОБЖ).
Данный предмет является комплексным и включает в себя ОБЖ, историю, природоведение.
В нём большое внимание уделяется общечеловеческим ценностям, которые помогают формировать у учащихся общую культуру, понятие «об историческом наследии», уважение и необходимость соблюдения законов, норм поведения, понимания культурного, природного своеобразия России, умение выживать и действовать при различных ЧС.
Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» представлен модулем «Основы светской этики».
Предметная область «Искусство».
В этой области изучаются:
- изобразительное искусство.
- музыка.
Целью художественно-эстетического развития является развитие у учащихся эстетического вкуса, воспитание культуры чувств, формирование слуховой, языковой и зрительной культур средствами учебных предметов.
Предметная область «Технология» включает:
- технологию.
Изучение данной образовательной области способствует развитию у учащихся пространственного мышления, воображения, навыков работы с ножницами, иглой, цветной бумагой и картоном, клеем, с различными природными материалами, знание основ ТБ и ПБ при выполнении различных видов работ, умение трудиться коллективно (бригадой), развитию эстетического вкуса в процессе труда, умения и желания трудиться на благо общества.
Предметная область «Физическая культура» включает в себя:
- физическую культуру.
Эта образовательная область способствует улучшению состояния здоровья учащихся, двигательной активности, воспитанию чувства коллективизма, физическое и нравственное совершенствование.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений носит обязательный характер в плане нормативов учебной нагрузки в общей структуре вариативной части учебного плана. Содержательное наполнение части, формируемой участниками образовательных отношений формируется на основе самостоятельного выбора школы исходя из учебных программ, потребностей и социального заказа, предполагающего представление учащимся широкого спектра образовательных услуг.
Часы школьного компонента используются на:
- изучение отдельных предметов инвариантной части (более полное);
- изучение обязательных элективных курсов,
а именно:
- элективный курс по литературному чтению «Литература XVIV века» (2, 4 классы по 1 часу), «В мире книг» (3класс - 1 час);
- элективный курс по математике «Геометрия вокруг нас», (2, 4 классы по 1 часу), «Дополнительные страницы математики» (3 класс - 1 час);
- элективный курс по русскому языку «Уроки речевого творчества» (2,4 классы по 1 часу), «Обучение сочинению»(3класс -1час)
Направление часов школьного компонента на вышеперечисленные предметы и элективные курсы способствует лучшему усвоению учащимися обязательного минимума знаний по данным предметам и более качественной подготовке учащихся к комплексной итоговой работе за курс начальной школы, для лучшей подготовки детей при переходе в основную школу. В 1-4 классах в рамках внедрения ФГОС НОО внеурочная деятельность представлена направлениями: обще культурное «Художественное творчество», «Оч.умелые руки»; общеинтеллектуальное «Юный исследователь»; спортивно-оздоровительное «Здоровейка»; социальное «Учимся правильно жить и дружить»; духовно-нравственное «Азбука добра», «Азбука вежливых наук».
В целом учебный план также учитывает и специфику используемых в образовательном процессе учебников, входящих в федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016-2017 учебный год.
Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.
Промежуточная аттестация осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
В соответствии с требованиями ФГОС основной целью промежуточной аттестации в начальной школе является определение качества и уровня сформированности личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы начального общего образования, соотнесение этого уровня с требованиями федерального образовательного стандарта, а также оценка индивидуального прогресса в основных сферах развития личности ребенка. На уровне начального общего образования промежуточная аттестация обучающихся проводится после освоения учебных программ соответствующего класса и является обязательной. Промежуточная аттестация проводится в учебное время.
Промежуточная аттестация проводится с 25 апреля по 21 мая 2017 года во всех классах по всем предметам учебного плана.
Промежуточная аттестация проводится в следующих формах:
Клас с |
Предмет |
Форма промежуточной аттестации |
2 |
Русский язык |
Диктант с грамматическим заданием |
Литературное чтение |
Тестовая работа с текстом | |
Иностранный язык |
Контрольная работа | |
Математика |
Контрольная работа | |
Окружающий мир (ОБЖ) |
Тестовая работа | |
Музыка |
Творческий проект | |
Изобразительное искусство |
Творческий рисунок | |
Технология |
Творческий проект | |
Физическая культура |
Сдача нормативов | |
3 |
Русский язык |
Диктант с грамматическим заданием |
Литературное чтение |
Тестовая работа с текстом | |
Иностранный язык |
Контрольная работа | |
Математика |
Контрольная работа | |
Окружающий мир (ОБЖ) |
Тестовая работа | |
Музыка |
Творческий проект | |
Изобразительное искусство |
Творческий рисунок | |
Технология |
Творческий проект | |
Физическая культура |
Сдача нормативов | |
4 |
Русский язык |
Диктант с грамматическим заданием |
Литературное чтение |
Тестовая работа с текстом | |
Иностранный язык |
Контрольная работа | |
Математика |
Контрольная работа | |
Окружающий мир (ОБЖ) |
Тестовая работа | |
Музыка |
Творческий проект | |
ф |
Изобразительное искусство |
Творческий рисунок |
Технология |
Творческий проект | |
Основы религиозных |
Творческий проект |
культур и светской этики | |
Физическая культура |
Сдача нормативов |
Обучение в первом классе в соответствии с СанПиНом 2.4.2.2821-10 организуется в первую смену при пятидневной неделе с максимально допустимой недельной нагрузкой в 21 академический час и дополнительными недельными каникулами в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня не превышает для обучающихся 1 -х классов 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры. Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.
Объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня для обучающихся 2, 3, 4 классов - не более 5 уроков при 6-тидневной учебной неделе.
Обучение в 1 классе ведется с использованием "ступенчатого” режима обучения: продолжительность уроков в 1 классе:
- сентябрь-октябрь - 3 урока по 35 минут,
- ноябрь-декабрь - 4 урока по 35 минут,
- январь-май - 4 урока по 45 минут.
Учитывая СанПиН 2.4.2. 2821-10, вступившие в силу с 1 сентября 2011 года, приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 №889, введен третий час физической культуры и увеличена максимально допустимая нагрузка в 1 классе с 20 часов до 21 часа.
В оздоровительных целях в школе созданы условия для реализации биологической потребности организма детей в двигательной активности: проведение физкультминуток на уроках; уроки физкультуры; внеклассные спортивные мероприятия.
Реализация данного учебного плана предоставляет возможность получения стандарта образования всеми учащимися, позволяет достигнуть целей образовательной программы школы, удовлетворить социальный заказ родителей, образовательные запросы и познавательные интересы учащихся.