Программа

по совершенствованию организации питания учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения    «Таналыкская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

Сроки реализации

(2011-2013гг.)

 

 

 

 

 

                                                                                                              

                                                                                                                                                     Принята на Совете школы

                                                                                                             Протокол № 3 от 23 апреля 2011 г.

                                                                                                   Председатель Совета школы

                                                                                                   ___________  /О.С. Жултаева/                                                                                                             

                                                                Ф.И.О.

 

Программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

 «Таналыкская средняя общеобразовательная школа»

по совершенствованию организации питания учащихся

 

Паспорт

Программы по совершенствованию организации питания обучающихся в муниципальном общеобразовательном учреждении «Таналыкская средняя общеобразовательная школа»

Наименование Программы

Программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Таналыкская средняя общеобразовательная школа» по совершенствованию организации питания обучающихся (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

 

Закон Российской Федерации "Об образовании";

Закон Оренбургской области от 23 декабря 2004 года № 1664/271-III-ОЗ "О компенсационных выплатах на    питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования";

Распоряжение Губернатора Оренбургской области от 13.07.2007 № 339-р "О разработке областной целевой программы "Совершенствование организации      питания учащихся в общеобразовательных учреждениях области на 2008 - 2010 годы";

Постановление Правительства Оренбургской области от 20 августа 2007 г. № 296-п «Об областной целевой программе «Совершенствование организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях области на 2008-2010 годы»

Муниципальный заказчик Программы

 

Местная Администрация муниципального образования Кваркенский район Районный отдел образования

Разработчик Программы

МБОУ «Таналыкская средняя общеобразовательная школа»

Цель программы

Обеспечение учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Таналыкская средняя общеобразовательная школа» качественным  сбалансированным питанием,   совершенствование   системы   организации питания на основе внедрения новых технологий и форм обслуживания для сохранения и укрепления здоровья школьников

Основные задачи Программы

 

·        совершенствование нормативного и методического регулирования организации школьного питания;

·        обеспечение соответствия школьного питания учащихся установленным нормам и стандартам;

·        совершенствование системы контроля за организацией питания детей;

·        развитие системы мониторинга организации питания обучающихся;

·        совершенствование материально-технической базы пищеблока МБОУ «Таналыкская средняя  общеобразовательная школа»;

·        согласование бюджетных и межбюджетных финансовых отношений по обеспечению здорового питания школьников;

·        развитие системы информационной и просветительской работы с обучающимися и их родителями.

·         

Механизм реализации и управления Программой

 

Координатором Программы является отдел образования Кваркенского района.

Координатор:

1) разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы;

2) устанавливает контакты с Северо-Восточным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области;

3) несет ответственность за своевременную и качественную реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;

4) организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля хода программных мероприятий;

5) подготавливает ежегодно, в установленном порядке, предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет затраты по программным мероприятиям;

6) проводит мониторинг результатов реализации программных мероприятий, а также механизм реализации Программы;

7) ведет ежеквартальную отчетность о реализации Программы.

Исполнители и участники Программы

-  районный отдел образования местной администрации Кваркенского района (координатор);

- МАУЗ «Кваркенская ЦРБ»;

- Северо-Восточный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области;

- МБОУ «Таналыкская средняя общеобразовательная школа»

Сроки и этапы реализации Программы

Срок реализации Программы 2011 – 2013 гг.

Ожидаемая эффективность и результаты реализации Программы

1) Улучшение качества питания детей и подростков за счет: - соответствия рациона питания школьников всем гигиеническим требованиям и рекомендациям;

- внедрения новых технологий приготовления пищи и форм обслуживания;

- участия в организации питания квалифицированных специалистов;

- использования в рационе продуктов питания, обогащенных витаминами и микронутриентами;

- организации системы полного входящего и исходящего производственного контроля;

2) увеличение ассортимента предлагаемой школьной столовой продукции за счет:

- внедрения новых форм организации школьного питания;

- приведения материально-технической базы школьной столовой в соответствие с современными санитарно-гигиеническими требованиями; 

3) улучшение состояния здоровья и снижение заболеваемости органов пищеварения у обучающихся;

4) сформированность высокого уровня знаний и практических навыков рационального здорового питания обучающихся и их родителей

Система организации контроля за исполнением Программы

По запросам Администрации Кваркенского районного отдела образования исполнители Программы представляют информацию о финансировании, сроках выполнения и эффективности мероприятий, реализации программных целей и задач

 

1. Обоснование необходимости реализации Программы

Значительное число современных проблем в системе общего образования, связано с негативной динамикой здоровья детей и подростков. Особую тревогу вызывает сам характер нарушений, которые часто являются следствием перенапряжения детского организма в процессе адаптации к качеству образовательной среды. Такие нарушения получили название «школьной патологии». Специалисты отмечают, что «школьные патологии» проявляются в развитии опорно-двигательной, пищеварительной, сердечно - сосудистой систем, ростом нервно – психических заболеваний, болезней органов дыхания, зрения. Вследствие этого наблюдается общее снижение уровня психологической комфортности у детей и подростков. И как общее проявление - отрицательная динамика социальной активности, что проявляется в инертности в учебной и трудовой деятельности, а нередко ведет к неадекватному и даже агрессивному поведению.

Рациональное (здоровое) питание детей и подростков является необходимым условием обеспечения их здоровья, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов, способности к обучению во все возрастные периоды. Важную роль в общей структуре питания детей и подростков занимает их питание в школе. Организация рационального питания обучающихся во время пребывания в школе является одним из ключевых факторов поддержания их здоровья и эффективности обучения.

Программа предполагает активное вовлечение в работу родителей. Как показывают исследования специалистов, только 20% родителей знакомы с основными принципами организации здорового питания. Основная задача педагога - сделать родителей своими союзниками по организации здорового питания детей.

2.Стратегические цели ОУ по совершенствованию организации питания

 

1.   Обеспечение учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Таналыкская средняя общеобразовательная школа» качественным  сбалансированным питанием,   совершенствование   системы   организации питания на основе внедрения новых технологий и форм обслуживания для сохранения и укрепления здоровья школьников

    2. Разработка и реализация комплексной системы мероприятий, направленных на обучение сохранению и укреплению, формированию культуры и навыков здорового питания учащихся;

    3.  Обеспечение качественным питанием обучающихся в школе.

    4. Воспитание личности, ответственной за свое здоровье и здоровье окружающих.

3. Задачи, обеспечивающие достижения заявленных целей

·        совершенствование нормативного и методического регулирования организации школьного питания;

·        обеспечение соответствия школьного питания учащихся установленным нормам и стандартам;

·        совершенствование системы контроля за организацией питания детей;

·        развитие системы мониторинга организации питания обучающихся;

·        совершенствование материально-технической базы пищеблока МБОУ «Таналыкская средняя  общеобразовательная школа»;

·        согласование бюджетных и межбюджетных финансовых отношений по обеспечению здорового питания школьников;

·        развитие системы информационной и просветительской работы с обучающимися и их родителями.

 

4. Ресурсы, которыми располагает школа для эффективного решения поставленных задач

Практика организации питания в нашей школе убедили нас в преимуществе столовой, работающей непосредственно на сырье. Ее полная автономность в приготовлении пищи, дает большую возможность обеспечения на месте блюд самого разнообразного меню. Отсутствие необходимости транспортировки пищи на длительное расстояние, её замораживания (охлаждения) и повторного разогрева дает возможность сохранить не только вкусовые достоинства, но и пищевую ценность.

С другой стороны, приготовление пищи в таких условиях требует наличия значительного штата персонала в таких столовых, они должны быть оснащены полным оборудованием для обработки сырья, приготовления пищи, её раздачи, сбора и мытья посуды.

В нашей столовой большое внимание уделяется правильному хранению продуктов. В школе имеется 3 холодильника и 1 морозильная камера, предназначенные для хранения разного вида продуктов, причем каждого вида отдельно. Их наличие помогает сохранить качество продуктов до непосредственного их приготовления. Кроме того, в обязанности работников пищеблока входит выполнения всех норм хранения и реализации продуктов, а также выполнение всех санитарно-гигиенических норм.

Соблюдение норм хранения продуктов и калорийности питания контролируется медицинским работником школы ежедневно. Кроме того, ведется санитарный журнал о допуске работников в столовой к работе.

В столовой работают 3 человека: повар, помощник повара и подсобный рабочий. Все работники столовой имеют профессиональное образование и стаж работы.  Ношение спецодежды для работников пищеблока является обязательным. Это позволяет соблюдать необходимые санитарно – гигиенические нормы.

Школьная столовая полностью укомплектована необходимой посудой. Ее чистоте уделяется повышенное внимание. Мытье и дезинфекция производятся с соблюдением всех норм санитарно-гигиенического режима, используются самые лучшие средства дезинфекции.

Перед входом в помещение столовой для мытья рук учащимися организовано специальное место.

Большое значение имеет эстетический вид приготовляемых блюд, поэтому наши повара уделяют этому огромное внимание.

Большое внимание уделяется калорийности школьного питания. Учитывается возраст и особенности нагрузки школьников. Используется 6 -дневное цикличное меню, согласованное с Северо-Восточным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области.

Необычайно приятна в нашей столовой атмосфера тепла и домашнего уюта. Дополняют все это красочные настенные натюрморты. Персонал столовой всегда встречает детей доброжелательными улыбками и многих детей знает по именам. Поэтому дети всегда с удовольствием посещают школьную столовую.

Классные руководители ведут табели учета питания учащихся, проводят беседы с учащимися и их родителями о важности горячего питания. За качеством питания постоянно следит комиссия из членов школьной администрации. Качество получаемой сырой и готовой продукции проверяет бракеражная комиссия. Среди членов комиссии кроме администрации школы, учителей есть члены управляющего совета школы. Их совместная работа позволяет контролировать организацию питания в школе, его качество, вносить необходимые коррективы и, в конечном счете, сохранить здоровье каждого ученика нашей школы.

5. Сроки реализации Программы

Срок реализации настоящей Программы - с 2011 по 2013 год.

6. Перечень и описание программных мероприятий по совершенствованию организации питания

 

п/п

Название мероприятий

Сроки реализации

Ответственные

Перечень организаций, участвующих в проведении мероприятий

1

Районный смотр на лучшую школьную столовую

Ежегодно

октябрь

Районный отдел образования местной администрации Кваркенского района,

руководители образовательных учреждений

Муниципальные образовательные учреждения

2

Подготовка пищеблоков к учебному году

Ежегодно

к 1 сентября

Руководители образовательных учреждений

Хозяйственно-эксплуатационная группа комитета образования

3

Проводить комиссионный прием школьных столовых к учебному году

Ежегодно до 20 августа

Районный отдел образования местной администрации Кваркенского района

Родительская общественность, Северо-Восточный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области в Кваркенском районе (по согласованию)

4

Оборудование при школе овощехранилища

До 2013 года

Руководители школ

Родительская общественность, руководители муниципальных образовательных учреждений

5

Укомплектование высококвалифицированными кадрами поваров школьной столовой

Ежегодно до начала учебного года к 1 сентября

Руководители образовательных учреждений

Руководители образовательных учреждений

6

Освещение в СМИ состояния дел по организации питания учащихся

Ежегодно

Руководители образовательных учреждений

Газета «Степной маяк» (по согласованию)

7

Проведение мероприятий по профилактике пищевых отравлений, инфекционных заболеваний

Ежегодно

Руководители образовательных учреждений

МУЗ «Кваркенская ЦРБ» (по согласованию)

8

Семинары с работниками школьных столовых

Ежегодно

Руководители образовательных учреждений,

Районный отдел образования местной администрации Кваркенского района

Северо-Восточный территориальный отдел управления Роспотребнадзора по Оренбургской области в Кваркенском районе,

Районный отдел образования местной администрации Кваркенского района (по согласованию), МАУЗ «Кваркенская ЦРБ» (по согласованию), ГОУ НПО «ПУ-73» (по согласованию)

9

Контроль за выполнением Программы

В течение года

Районный отдел образования местной администрации Кваркенского района

Северо-восточный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области в Кваркенском районе (по согласованию)

10

Производить ремонт и замену устаревшего торгово-
технологического оборудования пищеблоков
образовательных учреждений на более современное

В течение года

Руководители образовательных учреждений

Районный отдел образования местной администрации Кваркенского района

11

Увеличение дотационной выплаты из районного бюджета

 

Комитет финансов и контроля администрации Кваркенского района

 

 

7. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Реализация мероприятий Программы позволит:

·       обеспечить сбалансированное питание учащихся;

·       обеспечить 100 процентное выполнение натуральных норм питания учащихся по молоку и кисломолочным продуктам;

·       провести 40-процентную замену изношенного оборудования;

·       повысить квалификационный уровень 75% профессионально-кадрового состава работников, обеспечивающих школьное питание, в соответствии с современными требованиями;

·       достичь 100-процентного уровня повышения компетентности работников пищеблоков в вопросах организации школьного питания;

·       достичь уровня подготовки пищеблоков при приемке учреждений к новому учебному году без замечаний надзорных органов;

·       обеспечить 100-процентное участие общеобразовательных учреждений в мониторинге организации питания учащихся;

·       обеспечить обновление информации об организации питания на сайте общеобразовательного учреждения.

8. Система организации контроля за исполнением Программы                                    По запросам Администрации районного отдела образования исполнители Программы представляют информацию о финансировании, сроках выполнения и эффективности мероприятий, реализации программных целей и задач.

 

9. Система индикаторов, критериев и показателей оценки деятельности ОУ

Индикаторы оценки эффективности реализации Программы

1.           100 %  учащихся, получающих горячее питание;

2.           100 %  учащихся с заболеванием ЖКТ, получающих диетическое  

             питание;

3.           Удовлетворённость организацией питания учащимися и

         родителями;

4.           Получение 100% суточной потребности ккаллорий от питания в  школе;

5.           Динамика заболеваний учащихся, связанных с питанием положительная.

Критерии оценки достижения результатов программы

Оценка является мощным средством, которое может быть использовано для информирования общественности  и укрепления программ школьного развития. К основным целям большинства оценок относят обеспечение информации о степени соответствия между процессом реализации и планом реализации, а также о том, имеет ли программа запланированный эффект.

         Оценка позволяет:

Обеспечить директивные органы, финансирующие организации,  разработчиков, руководство и участников, информацией о процессе  реализации и эффекте программы.

         Обеспечить обратную связь с теми, кто занимается планированием проекта в целях определения, какие части программы функционируют хорошо, а какие нет.

         Произвести усовершенствования и внести коррективы в процесс  реализации.

Оценить деятельность школ, родителей и сообществ.

Задокументировать опыт, полученный при осуществлении проекта с тем, чтобы можно было его передать другим.  

Эффективность проделанной работы в нашей школе по реализации программы  определяется следующими критериями:

Критерий "продуктивность реализации программы "

Работа в школе по программе начата в 2011-2012 учебном году. Программа по содержанию соответствует Концепции модернизации российского образования и Приоритетным направлениям развития образовательной системы РФ. Цели, намеченные в программе были достигнуты в соответствии с установленными в ней планами. Работа по реализации программы продолжается.

Критерий "обеспечение доступности качественного горячего питания в общеобразовательном учреждении"

В общеобразовательном учреждении созданы все условия для того, чтобы обучающиеся в нем дети имели возможность получать горячее двухразовое питание в соответствии с возрастными особенностями, индивидуальными склонностями и предпочтениями. Это бюджетное финансирование (питание для детей бесплатное), наличие помещений под школьную столовую, высоко-технологичное оборудование, наличие инвентаря и посуды на пищеблоке, поставка качественных продуктов питания и др. Все учащиеся школы  (100%) посещают школьную столовую и отказов от питания нет.

 Критерий "сочетание принципов единоначалия с демократичностью "

Базовыми ценностями демократического уклада школьной жизни являются: равенство возможностей участия в реализации программы всех участников образовательного процесса - учащихся, родителей, педагогов, администрации. Содержательной стороной критерия является высокий уровень информированности субъектов образовательного процесса.

 Отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья обучающихся 

Состояние здоровья обучающихся - один из ключевых показателей эффективности программы, реализуемой учреждением. Высокие учебные достижения не служат оправданием систематического ухудшения здоровья детей, следовательно, отсутствие отрицательной динамики по этому показателю определяет и обусловливает результативность целостного образовательного процесса. Особенно важно проанализировать статистику заболеваний, вызванных и спровоцированных недостатками организации школьного учебного процесса, то есть несбалансированным сочетанием труда и отдыха школьников, некачественным питанием, отсутствием надлежащих санитарно-гигиенических условий для обучения. К таким могут быть отнесены многие виды заболеваний: простудные, нарушения осанки, зрения, нервно-психические заболевания, вызванные перегрузками и неблагоприятными условиями организации образовательного процесса. При оценке образовательного учреждения по этому критерию (по данным мониторинга) состояния здоровья учащихся всех возрастных групп по основным видам заболеваний, по которым ведется учет, или по группам здоровья школьников, улучшилось. По данным медицинских осмотров, в школе наблюдается стабильная, положительная динамика показателей здоровья школьников в течение последних 3 лет. Исключением могут являться ситуации, при которых снижение показателей здоровья произошло по не зависящим от школы причинам, например, в результате прибытия новых учащихся, имеющих проблемы здоровья.

Критерий "позитивное отношение родителей  к общеобразовательному учреждению"

Отношение родителей к общеобразовательному учреждению формируется на основании оценки родителями наиболее значимых параметров, связанных с обучением и пребыванием ребенка в школе. Опросы показывают, что оно положительное.

 

10. План мероприятий программы по совершенствованию организации школьного питания в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Таналыкская средняя общеобразовательная школа»

 

 

п/п

Название мероприятий

Сроки реализации

Ответственные

 

1.    Работа с учащимися

 

1

Проведение уроков здоровья «Кок­тейль здоровья», «Здоровое питание- отличное настроение!», «Ви­таминка» и др.

По графику

Классные руководители 1-11 кл.

2

Конкурс стенгазет «Правильное пита­ние»

Ноябрь

Зам. директора по ВР

3

Дни национальной кухни

Ноябрь, декабрь

Зам. директора по ВР

4

Конкурс агитбригад «Молодёжь выбирает здоровый образ жизни»

Ноябрь

Совет старшеклассников

5

Ведение мониторинга охвата горячим питанием учащихся

Ежемесячно

Зам. директора по УВР

6

Проведение мониторинга отношения учащихся к организации горячего пита­ния в школе

1 раз в  четверть

Зам. директора по УВР

7

Конкурс «Лучший дежурный»

1 раз в  четверть  

Зам. директора по ВР

8

Выставка учебно-просветительской литературы по «Гигиене питания»

1 раз в   четверть

Библиотекарь школы

 

2.    Работа с педагогическим коллективом

 

1

Обсуждение вопросов горячего питания на совещаниях, семинарах классных руководителей

По графику

Директор школы

2

Ведение строгого учета детей по груп­пам здоровья. Формирование групп здоровья по показателям

В течение года

 Медсестра

3

Своевременное выявление учащихся, с заболеваниями ЖКТ

В течение года

Медсестра

4

Организация бесплатного питания учащихся из малообеспеченных семей

В течение года

Зам. директора по ВР

5

Ведение пропаганды здорового питания

В течение года

Классные руководители 1-11 кл.

6

Осуществление постоянного наблюдение за состоянием питания

В течение года

Классные руководители 1-11 кл.

7

Пропаганда горячего питания среди родителей

В течение года

Классные руководители 1-11 кл.

8

Разработка и внедрение курса «Кулина­рия» в рамках образовательного пред­мета «Технология»

Разработка интегрированного курса "Правильное питание" и его внедрение в рамках предметов "Окружающий мир", "Природоведение", "Биология", "Основы безопасности жизнедеятельности";

Введение элективного курса «Школа здорового питания» (5 кл.)

 В течение года

Учитель технологии

 

 

 

Учителя

начальных

классов, ОБЖ,

биологии

 

 

Учитель технологии

 

 

3.    Работа с родителями

 

1

Просветительская работа среди родите­лей о правильном и полноценном пита­нии учащихся на родительских собра­ниях «Основы формирование у ребёнка навыков здорового образа жизни. Атмосфера жизни семьи как фактор физи­ческого и психического здоровья ре­бёнка. Профилактика вредных привы­чек и социально обусловленных заболе­ваний у детей»

1 раз в   четверть

Администрация школы

2

Изучения отношения родителей к организации горячего питания в школе

В течение года

Классные руководители 1-11 кл.

3

Привлечение членов Попечительского совета школы для содействия повыше­ния качества работы школьной столо­вой

В течение года

Директор школы

4

Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий, связанных с формированием правильного отноше­ния к ЗОЖ

В течение года

Классные руководители 1-11 кл.

 

4.    Контроль за организацией горячего питания и работой

школьной столовой

 

1

Создание комиссии по проверке горяче­го питания

Сентябрь

Директор школы

2

Составление графика дежурства учите­лей в столовой

Сентябрь

Замиректора по ВР

3

Составление графика приёма пищи

Сентябрь

Зам. директора по УВР

4

Составление графика дежурства уча­щихся в столовой

Сентябрь

Замиректора по ВР

5

Оформление стенда «Работа школьной столовой»

Сентябрь

Замиректора по ВР

6

Рейд по проверке организации школь­ного питания

Ежемесячно

Зам. директора по УВР

7

Составление отчёта по проверке организации горячего питания в школе

Ежемесячно

Зам. директора по ВР

 8   

Проверка соответствия рациона питания согласно утвержденному меню

Ежедневно

Зам. директора по УВР, медсестра

 

Ожидаемые конечные результаты программы:

- обеспечение обучающихся качественным, сбалансированным питаем.

- разработка и внедрение новых форм организации горячего питания.

- сохранение и укрепление здоровья при стабильных результатах обучения;

- повышение приоритета здорового питания;

- повышение мотивации к здоровому образу жизни;

- поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей;

- улучшение состояния здоровья детей по показателям заболеваний, зависящих от качества потребляемой пищи;

- повышение качества и безопасности питания учащихся;

- обеспечение льготным питанием детей из социально-незащищенных семей.

 

Основные направления реализации Программы.

1. Организационно-аналитическая работа, информационное обеспечение.

2. Укрепление материально-технической базы столовой, расширение сферы услуг для учащихся и родителей.

3. Работа по воспитанию культуры питания, пропаганде здорового образа жизни среди учащихся.

4. Работа по воспитанию культуры питания, пропаганде здорового образа жизни среди родителей учащихся.

 

Исполнители программы – администрация школы, педагоги, работники столовой, медицинские работники, учащиеся.